Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Интегративный подход при организации социально-психологического сопровождения процесса реинтеграции детей из интернатного учреждения в семью

Авторы: Лотарева Т.Ю., педагог-психолог, Гурова Е.В., педагог-психолог, ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом», г.Москва

 

Актуальность

 

Проблема профилактики сиротства и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи в нашей стране имеет большую актуальность.

 

Как показывает наш опыт работы по сопровождению замещающих и кровных семей имеется острая необходимость социально-психолого-педагогической поддержки семей на этапе временного размещения ребенка в интернатном учреждении (приюте). Как известно, даже недолгое пребывание ребенка в учреждении интернатного типа приводит к тяжелым последствиям, оказывающим отрицательное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Дети получают тяжелый травматичный опыт потери семьи, дефицитарного удовлетворения эмоциональных потребностей, и часто сталкиваются с дополнительными травмирующими обстоятельствами, такими как жестокость сверстников, одиночество в медицинском изоляторе и т.п. C другой стороны, условия развития и воспитания ребенка в семье не всегда можно признать удовлетворительными для обеспечения нужд ребенка.

 

Можно выделить несколько групп социальных и структурных рисков в семьях, где ребенок признается находящимся в трудной жизненной ситуации и находится на грани попадания в интернатное учреждение:

- выраженные факторы социального риска (алкоголизм, наркомания биологических родителей ребенка, наличие проблем с законом: долги, хранение и потребление наркотических средств, воровство, мошенничество и др.),

- структурные нарушения семьи (не ясные границы семьи, спутанные семейные роли, хаотическая структура внутрисемейных отношений и т.д.),

- личностные расстройства членов семьи,

- эмоциональные расстройства ребенка, а также другие ограничения его здоровья.

 

Кризисная  социально-психолого-педагогическая помощь реализуется в рамках договора о социальном патронате или сопровождения замещающей семьи, то есть в тех ситуациях, когда решается вопрос о статусе ребенка и родителя в связи с отсутствием попечения со стороны родителей. Сопровождение выступает важным ресурсом, способствующим стабилизации семьи, реабилитации ребенка и преодоления семейного кризиса. На решение этих социально-психологических задач направлена работа по сопровождению процесса реинтеграции ребенка в семью.

 

Принципы построения программы сопровождения    

В ситуациях вынужденного изъятия ребенка из семьи с целью защиты  жизни и здоровья ребенка встает вопрос о сохранении связей с родной семьей в той степени, в которой это возможно и безопасно для ребенка. Что и является реинтеграцией ребенка в семью.

 

Психолого-педагогическое сопровождение процесса реинтеграции ребенка в семью совмещает стратегии индивидуальной реабилитационно-коррекционной помощи ребенку и заботящимся взрослым с системным подходом.

 

Индивидуальная реабилитационно-коррекционная помощь ребенку при расстройствах привязанности и посттравматическими состояниями реализуется в рамках недирективной игровой  терапии. Этот метод психологической работы позволяет быстро установить терапевтические отношения с ребенком, оказать помощь в преодолении травматичных событий, отслеживать динамику эмоционального состояния. Динамика психического состояние оценивается с помощью анализа протоколов терапевтических  сессий, а также таких методик как: Сценотест[1], рисунок «Три дерева» (оценивается качества семейной триады в представлении ребенка), Детский апперцептивный тест (САТ) (для детей до 10 лет), тест Герринга (для детей старше 10 лет) и др. Тестирование позволяет выяснить, кто в семье является коммуникативным партнером ребенка и заботящейся фигурой.

 

Цель помощи ребенку видится в создании условий для преодоления и отреагирования психотравмирующего опыта.

 

В процессе реабилитационно-коррекционной помощи ребенку, детский психолог проводит регулярные консультации с заботящимися взрослыми с целью общей гуманизации окружения ребенка для обеспечения саморегуляции и самовыражения, самореализации в его жизненном пространстве.

 

Следующий блок проблем связан с актуальным состоянием родителей. Например, в случае реинтеграции ребенка из интернатного учреждения в биологическую семью, когда причиной определения ребенка послужила  смерть его родителей (родителя), мы часто имеем дело с трудностями членов семьи в прохождении стадии горевания, что препятствует этапу перераспределения семейных функций (в том числе  взятия ответственности за жизнь и воспитание ребенка). Процесс сопровождения включает  индивидуальные сеттинги взрослых, которые перемежаются с семейными консультациями.

 

Так как при недостаточной заботе о ребенке со стороны родителей встает задача перераспределения функций внутри семьи. Поэтому  в процессе  психологического сопровождения реинтеграции ребенка в семью большое значение имеет системный подход. Системная модель предполагает переход от анализа индивидуальных психических нарушений ребенка на уровень анализа семейной системы этого ребенка. Индивидуальное поведение ребенка больше не рассматривается само по себе, а прочитывается в более широком контексте. Оно считается результатом семейных интеракций, а не результатом индивидуальной динамики.

 

Если смотреть на детские нарушения с системной точки зрения, то уровень вмешательства тоже меняется. Индивидуальную коррекционную работу с ребенком необходимо дополнить, а иногда и заместить семейной психотерапией. Одна из гипотез такова, что проблемное поведение изменится, когда изменится сама семья. Таким образом, целью вмешательства становится не лечение симптома, а модификация семейной системы, присущих ей паттернов взаимодействия.

 

Работа в системном семейном ключе направлена на оценку ресурсов и дефицитов семейной системы.  «Мишенями» выступают:

- способность семьи перейти к новому типу отношений, которые соответствуют актуальным потребностям ребенка,

- пространство для ребенка,

- выявление коммуникативного партнера для ребенка,

- способность заботящихся взрослых проявлять адекватную заботу о ребенке и устанавливать разумные, последовательные ограничения,

- профилактика дисфукциональных паттернов в семье.

 

Наличие коммуникативного партнера среди членов семьи имеет большое значение для развития ребенка. Для нас как для психологов важно выделение этой фигуры в семейной системе. Часто таким коммуникативным партнером оказывается неблагополучный родитель. Таким образом, программа реинтеграции включает блок детско-родительских сессий, которые направлены на помощь заботящемуся взрослому в развитии родительских компетенций и коррекцию детско-родительских отношений.

 

Большинство авторов, исследующих детско-родительские отношения, сходятся во мнении, что родители вредят ребенку тогда, когда они от него чрезмерно либо недостаточно требуют подавить импульсивное поведение, основанное на потребностях (Эйдемиллер Э.Г., 2006, Райх В., 1963). Исследованию отклонений воспитательного воздействия и типизации неправильного воспитания ребенка в семье был посвящен и целый ряд работ отечественных авторов (Мясищев В.Н., 1939,1960; Сухарева Г.Е., 1959; Гарбузов В.И. и др., 1977; Личко А.Е., 1977; Захаров А.И., 1982; Спиваковская А.С, 1988 и др.).

 

Еще одной особенностью семей, в которых дети находятся на грани изъятия  - слабость, неразвитость родительских чувств. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

 

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение данного лица в детстве его собственными родителями, то, что он сам в свое время не получил родительского тепла. Другой причиной могут быть личностные особенности родителя, например выраженная интровертированность или шизоидность.

 

Таким образом, в работе по сопровождению процесса реинтеграции ребенка в семью выделяются три основных блока: индивидуальная реабилитационно-коррекционная работа с ребенком, индивидуальная терапия взрослых, семейное консультирование и один дополнительный – детско-родительское консультирование.

 

Выделяются следующие задачи:

  1. Стабилизация семейной системы
  2. Выявление ресурсов и дефицитов семейной системы
  3. Помощь ребенку в преодолении травматичного опыта
  4. Социализация ребенка
  5. Выявление коммуникативного партнера ребенка в семье
  6. Индивидуальная поддержка взрослых

 

Длительность программы

 

Длительность и интенсивность реализации мероприятий по сопровождению семьи и ребенка на этапе реинтеграции зависит от длительности пребывания ребенка к интернатном учреждении, возраста ребенка, семейных ресурсов. В основном цикл занимает от 6 до 9 месяцев.

 

Этапы программы

 

Условно можно выделить 3 этапа программы: первый этап занимает первые 2 месяца сопровождения, второй этап (2-5-й месяц) связан с интенсивной работой, направленной на стабилизацию и коррекцию внутрисемейных отношений, и третий этап  (6-9-й месяц) посвящен подведению итогов, автономизации семейной системы и выработке рекомендаций для семьи и органов опеки и попечительства.

Этапы

Задачи

 

Мероприятия

 

Особенности этапа

Первые 2 месяца

 1.Выстраивание терапевтических отношений с семьей.

2.Стабилизация жизненного ритма семейной системы и ребенка.

 3.Обеспечение доступности получения психологической помощи ребенком.

 4.Терапия острых состояний.

 5.Выявление семейных ресурсов и дефицитов.

 

 1.Индивидуальные реабилитационно-коррекционные занятия с ребенком в реабилитационном пространстве (2 раза в неделю).

 2.Консультирование взрослых (не менее 2 раз в неделю).

 3.Психодиагностические исследования.

 

Первый этап часто связан с задачей реабилитации клиентов, переживающих кризис. Вместе с тем также присутствует сопротивление семейной системы, выражены защитные механизмы. Большое значение имеет четкое планирование и реализация мероприятий по сопровождению, так как семейная система находится в крайне нестабильном состоянии.

 3-5-й месяц   реализации сопровож-дения

 1.Психологическая поддержка ребенка, помощь в интегрировании личного опыта.

 2.Выявление особенностей развития, познавательных потребностей.

 3.Выявление семейных ресурсов.

 4.Выявление коммуникативного партнера ребенка в семье.

 5.Коррекция семейных нарушений.

 

 1.Индивидуальные реабилитационно-коррекционные занятия с ребенком в реабилитационном пространстве (1-2 раза в неделю).

 2.Консультирование взрослых.

 3.Психодиагностические исследования.

 4.Семейное консультирование

 5.Детско-родительское консультирование

 

 Второй этап связан с процессом адаптации ребенка к новой семейной и социальной ситуации. Также со стороны семейной системы наблюдаются попытки проверки границ службы сопровождения. На этом этапе сопротивление системы выглядит как нарушение плана мероприятий, отказ от семейного консультирования.

 6-9-й месяц сопровождения

 1.Оценка семейных ресурсов и дефицитов как условий для развития и воспитания ребенка.

 2.Поддержка автономизации семейной системы.

 3.Оценка динамики эмоционального развития ребенка.

 1.Детско-родительское консультирование.

 2.Индивидуальные реабилитационно-коррекционные занятия с ребенком в реабилитационном пространстве (1 раз в неделю).

 3.Консультирование взрослых.

 4.Психодиагностические исследования.

 5.Семейное консультирование.

 6.Психолого-педагогическое заключение о результатах сопровождения.

 На заключительной стадии сопровождения происходит работа, направленная на поддержание семейных ресурсов. Простраивается процесс сепарации и полной или частичной автономизации системы от службы сопровождения.

  

[1] Сценотест разработан в 1938 г.психоаналитиком Герхилдом фон Шаабсом.

 

Литература

  1. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. Пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2012.
  2. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б.  Детская социальная психиатрия для непсихиатров // СПб: Питер, 2006.
  3. Kristina Chew. France Still in the Dark Ages about Autism.// Care too, make a difference, 06/01/2013. http://www.care2.com/causes/autism-in-france.html
  4. А. И. Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия // Москва - ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
  5. Пилягина Г. Я., Дубровская Е. В. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском и подростковом возрасте // Мистецтво лікування.  2007.  № 6.  С. 71–79.
  6. Уорден М. Основы семейной психотерапии // СПб: Прайм-Еврознак, 2005.
  7. А. Харитонов. Семейный психоанализ как научно-практическое направление // Психоаналитический вестник, № 10, 2002.
  8. Horst E. Richter. Eltern, Kind und Neurose. Die Rolle des Kindes in der Familie//Ernst Klett Verlag, Stuttgart, 1963.
  9. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия // СПб: Речь, 2006.
  10. Джозеф Зинкер. В поисках хорошей формы // М.: Класс, 2000.
  11.  Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс // СПб: Речь, 2001.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика