Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Семейное устройство подростков и детей с особенностями развития, оставшихся без попечения родителей, в рамках работы Ресурсного центра семейного устройства

Автор - Д.К.Хазова, педагог-психолог, ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6», г.Ярославль. Источник - Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2016 г.

 

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашедших новую семью, в нашей стране постепенно растёт. Растёт количество желающих помочь таким детям: приемных родителей и специалистов служб сопровождения замещающих семей.

 

Но по-прежнему большинство будущих приёмных родителей и усыновителей, в первую очередь, рассматривают кандидатуры маленьких детей (младенцев, детей до 3, в крайнем случае, до 7 лет) с сохранным физическим здоровьем и интеллектом. И если в Москве уже говорят о новой тенденции – приёме подростков и детей с особенностями развития, – в нашем регионе это всё-таки больше отдельные случаи.

 

В Ярославской области проживают более 4-х тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них более 3-х тысяч воспитываются в приёмных семьях, в семьях опекунов и попечителей. В детских домах и школах-интернатах содержатся в основном дети старше 10 лет, дети, имеющие особенности в развитии, дети из многодетных семей, раздельное устройство которых невозможно. Возникла потребность в «ином» подходе к семейному устройству таких детей, подбор не ребенка для семьи, а семьи для ребенка. И, что естественно, особый подход к сопровождению семей с «особыми» детьми.

 

В регионе работают службы сопровождения замещающих семей, которые имеют достаточный опыт, налаженные связи и высокую эффективность работы, также есть службы на стадии становления, сталкивающиеся со множеством проблем. Возникла потребность создания Регионального Ресурсного Центра содействия семейному устройству, который смог бы осуществлять подготовку специалистов служб сопровождения замещающих семей при взаимодействии с органами опеки и попечительства, а также с Центром усыновления, опеки и попечительства.

 

Данный проект реализуется с 2015 года при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

Основные направления деятельности Регионального Ресурсного Центра содействия семейному устройству:

  • популяризация семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • подготовка граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • информационно-аналитическое, научно-методическое сопровождение специалистов служб сопровождения замещающих семей;

  • практическая подготовка специалистов служб сопровождения;

  • обобщение и распространение опыта деятельности служб сопровождения, образовательных учреждений.

 

Я работаю психологом в государственном общеобразовательном бюджетном учреждении Ярославской области «Ярославская школа-интернат №6», одном из самых больших учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашего региона. Наши дети – подростки с особенностями: задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением поведения. И я вижу каждый день, как важно, чтобы они попали в понимающую и любящую семью. Как важен для них «свой» взрослый – тот, который всегда и везде с ними и за них; который может поддержать, подсказать, показать своим примером, как надо строить семью, обустраивать быт, заботиться о себе и окружающих. Подросткам особенно важно понять, что такое семья, зачем она нужна, как люди с разными особенностями, характерами, темпераментом уживаются в ней. Ведь в их жизни не было этого образа счастливой семьи.

 

Конечно, воспитатели стараются дать им как можно больше. Но воспитатели – это всё равно не мама. К тому же опыт жизни в интернате никогда не сравнится с опытом жизни в семье.

 

Основной задачей одного из направлений работы проекта – популяризации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – является как раз устройство в семьи детей с особенностями развития, подросткового возраста, а также имеющих нескольких братьев-сестёр.

 

В данном проекте принимают участие воспитанники школ-интернатов и детских домов Ярославской области.

 

Главной нашей задачей было сделать как можно более доступной и полной информацию о воспитанниках, «проявить» их для потенциальных замещающих родителей. Одно дело – лишь фото в базе данных и пара строк, и совсем другое – развернутая характеристика и видеоролик, где можно увидеть и услышать самого ребёнка, а также отзывы о нем от воспитателей и учителей.

 

Мною была разработана схема-анкета для сбора информации о детях и подростках, участвующих в проекте, включающая в себя характеристики воспитателей (особенности поведения подростка, характер его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, реакции на критику и похвалу, любимые занятия, увлечения, хобби, посещаемые кружки и секции), учителей (образовательная программа, отношение к разным предметам и обучению в целом), заключения врачей, результаты исследования психологов.

 

Медицинское заключение представляет собой не только информацию о состоянии здоровья и развитии воспитанника, необходимости медицинской помощи (регулярного приема лекарств или санаторно-курортного лечения), но и некоторых особенностях здоровья и противопоказаниях (например, аллергических реакций, в том числе и на шерсть домашних животных, что заведомо предполагает отсутствие собак и кошек у потенциальных замещающих родителей).

 

Психологическое обследование включало в себя изучение эмоционально-личностной сферы подростка, его представление о семейной системе, семейных правилах и ролях, отношение к кровным родственникам, степень привязанности к ним. Для меня было важно, чтобы обследование носило характер искренней, доброжелательной беседы, разговора с ребёнком о нём самом, его опыте и семье.

 

В беседе затрагивались такие вопросы:

  • история ребенка (как и откуда он попал в детский дом?)

  • его отношение к нахождению в учреждении

  • наличие кровных родственников и отношения с ними (в том числе и вопрос, навещают ли они его, поддерживает ли он с ними связь)

  • что такое семья, зачем она нужна

  • если ли в семье какие-либо правила, и если есть, то какие

  • какие права и обязанности существуют у членов семьи

  • как должны поощрять и наказывать детей в семье

  • желание самого подростка попасть в замещающую семью, и какой эта семья должна быть.

 

Чтобы избежать формализма, я постаралась уйти от длинных бланковых опросников. В качестве диагностических методик использовала проективные: «Рисунок человека», «Человек под дождём», «Несуществующее животное», «Кактус» (для маленьких детей или подростков со значительным отставанием в развитии), тест Люшера и ЦТО, «Рисунок семьи животных».

 

Вся полученная информация объединилась в развернутую анкету на каждого воспитанника, в конце которой были обозначены рекомендации относительно замещающих родителей. Какая семья лучше подошла бы данному ребёнку, учитывая его особенности поведения, здоровья, эмоционально-личностной сферы и прошлого опыта. Конечно, всё это носит рекомендательный и никак не ультимативный характер.

 

По результатам собранного материала были написаны 43 развернутых анкеты на воспитанников. Они вместе с фотографиями ребят были собраны в специальные буклеты, для того, чтобы потенциальные замещающие родители смогли с ними ознакомиться. Эта же информация использована съемочной группой при создании видеороликов про воспитанников.

 

Пример такой анкеты:

Ф.И.О.: С. Александр

Возраст: 12 лет 6 месяцев

Статус: без попечения родителей.

Саша находится в учреждении с 16.09.2013 г.

По результатам психологической диагностики, Саша испытывает потребность в действии, в эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении, оптимистичности. Стремится нравиться окружающим. Ищет признания и стремится к сопричастности в межличностном взаимодействии. Для него важно, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Трудно адаптируется в условиях жесткого регламента. Обладает эмоциональной переключаемостью, непосредственностью чувств, пристрастием к забавам и игровому компоненту в деятельности, высокой мотивацией достижения.

Аккуратен и методичен в деятельности. Испытывает потребность в самоуважении и уважении со стороны значимых других.

Стремится к бесконфликтному общению и физиологическому комфорту.

Испытывает повышенный уровень эмоционального напряжения, страхи.

Ситуации конфликта или стресса воспринимает как сильные, но предсказуемые. Чувствует поддержку близких взрослых в таких ситуациях.

В свободное время любит гулять, играть в компьютерные игры. В общении с ребятами часто чувствует себя некомфортно, так как склонен вставать в позицию жертвы. Не может за себя постоять, никогда не даст сдачи.

Со взрослыми быстро находит общий язык, относится уважительно. Послушный, скромный, стремится помочь воспитателю. Помощь другим доставляет ему радость. По словам воспитателя, Саша очень добрый, правильно реагирует на хорошее и плохое, в плохих делах участвовать не будет. Интересуется учёбой, трудолюбив, на замечания реагирует адекватно. Переживает, если что-то не получается (плохо развита мелкая моторика). Требуется коррекционная школа.

Ранимый, всё принимает близко к сердцу, но где-то может и схитрить, наябедничать, чтобы привлечь к себе внимание. Любит похвалу, от неё становится увереннее.

Имеет представление о семейной системе, семейных правилах и ролях. Эмоциональная привязанность к кровной семье – высокая. Основной фигурой привязанности является папа, хочет вернуться к нему, помогать ему. К матери отношение противоречивое, часто с негативом говорит о ней.

Для Саши лучше всего подошла бы тёплая, любящая, принимающая семья, желательно со своим хозяйством, огородом, дачей, готовая помогать ему поддерживать отношения с кровной семьёй. Без своих детей или с уже давно выросшими детьми. Взрослые, для которых гораздо важнее характер, душа, личные качества ребёнка, чем его оценки. Для которых старания важнее результата.

 

И вот результат не заставил себя долго ждать. Уже появилась супружеская пара, которая захотела взять в семью мальчика-подростка из нашей школы-интерната, одного из первых участников проекта. Он два года провёл в учреждении, но замещающие родители нашлись только сейчас.

 

Саша уже познакомился с ними, побывал в гостях вместе с нашим социальным педагогом. И ждёт не дождётся, когда сможет, наконец, переехать в свою новую семью. Будущие замещающие родители живут в сельской местности так же, как и Саша два года назад. Это близко и понятно ему. У них своё хозяйство, домашние животные, что также очень понравилось подростку. И самое главное, они готовы взять на себя ответственность за судьбу ребёнка с умственной отсталостью, помочь ему адаптироваться в этой жизни, дать заботу, поддержку и любовь.

 

Очень важно, чтобы у всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был шанс попасть в любящую и понимающую замещающую семью. Особое внимание необходимо уделять устройству в семьи детей с особенностями развития, подросткового возраста, а также имеющих нескольких братьев-сестёр. Составление же подобных развёрнутых анкет и видеороликов даёт им такой шанс, даёт им возможность быть услышанными и увиденными потенциальными замещающими родителями.

 

Будем надеяться, что приёмные родители обратят внимание на данную группу детей и подростков, а мы будем делать всё возможное, чтобы каждый ребёнок обрёл новую семью.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика