Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Формы и методы работы с семьями в трудной жизненной ситуации, в том числе с теми, в которых воспитываются особые дети (на основе практического опыта Нижегородской региональной общественной организации «Детский проект»)

Автор - Елисеева Н.С., исполнительный директор НРОО «Детский проект»

 

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

 

Семьи, где воспитываются особые дети, всегда являются семьями группы риска, так как нуждаются в особом сопровождении и заботе. Наша организация выстраивает работу с семьями в трудной жизненной ситуации на основе договорных отношений.

 

Работа с семьей строится по принципу социального патронажа, но в НРОО «Детский проект» имеется существенная особенность: к каждой семье прикрепляется куратор, который следит за выполнением индивидуального плана реабилитации семьи. На одного куратора с полной рабочей загрузкой приходится не более 10 семей. Это позволяет осуществить индивидуальный подход и оперативное сопровождение.

 

Наша организация выделяет следующие этапы работы куратора с семьей в рамках патронажа:

 

1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.

 

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и организацией. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.

 

При этом мы всегда распределяем обязанности по устранению ситуации между родителем и куратором, что постепенно формирует социальную ответственность, а не иждивенческий подход.

 

2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

 

Куратор должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

 

3-й этап. Сбор информации о семье:

 

  • применение широкого диапазона методов сбора информации;
  • сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
  • сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
  • тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
  • сопоставление информации из различных источников.

 

Куратор начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:

  • состав семьи;
  • характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
  • нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
  • способности и возможности членов семьи;
  • уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
  • состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

 

Для сбора информации куратор пользуется большим набором методов. Прежде всего, это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон).

 

4-й этап. Анализ информации о семье.

 

Анализ информации о семье куратор осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно ищет важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

 

5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План в работе с семьей.

 

Цели, задачи и перспективы работы куратора и семьи находят свое выражение в плане. План составляется куратором на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

 

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Куратор организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Куратор оказывает семье информационную и организационную помощь.

 

6-й этап. Выход из семьи.

 

По окончании интенсивного периода работы куратор представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Мы продолжаем сообщать семье необходимую информацию, приглашаем на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

 

Социальное сопровождение строится на основании потребности семьи в тех или иных услугах. В рамках сопровождения оказываются следующие услуги:

  1. Профилактические услуги – оказываются семьям групп риска, имеющим сниженные жизненные ресурсы или проходящим нормативные кризисы семьи (рождение ребенка, поступление ребенка в школу, подростковый возраст ребенка, усыновление ребенка, смерть супруга, развод и т.д.). В них входит:
  • оказание психологической помощи (по запросу)
  • просветительская работа
  • информирование родителей
  • проведение программ родительской компетентности
  • обучение организации реабилитационного совместного досуга
  • программы семейного отдыха
  • организация групп самопомощи семей

 

  1. Услуги по запросу семьи – оказываются семьям в трудной жизненной ситуации, которые не могут сами справиться со своими проблемами. В них входит:
  • диагностика проблем семьи
  • организация межведомственного взаимодействия
  • выработка направлений работы для выхода из кризисной ситуации
  • оказание психологической помощи (по направлению работы)
  • оказание юридической помощи
  • оказание материальной помощи
  • помощь в выстраивании социальной сети окружения семьи
  • после решения основной проблемы – оказание профилактических услуг
  1. Экстренные, реабилитационные услуги – оказываются семьям в социально опасном положении. В них входит:
  • диагностика проблем семьи
  • организация межведомственного взаимодействия
  • выработка направлений работы для выхода из кризисной ситуации
  • рекомендация о временном помещении ребенка/детей в социально-реабилитационный центр
  • далее – см. услуги по запросу семьи.

 

Результатом работы является не только преодоление семьей трудной жизненной ситуации, но и повышение родительской компетентности, умение находить собственные ресурсы, самостоятельно справляться с трудностями, возможно – желание войти в группу самоподдержки других семей.

 

Для этого работа строится комплексно, поэтапно, и каждый этап имеет свою специфику.

 

Первый этап - интенсивное сопровождение семьи.

 

Активное вмешательство социального работника в жизнь семьи, интенсивная работа с частым (2 раза в неделю) посещением семьи, диагностика проблем, оперативное решение наиболее  острых вопросов.

 

Задачи этапа:

  • установление доверительных отношений с членами семьи
  • подготовка плана социального обслуживания

 

Методы работы:

  • получение информации о наличии семьи в ТЖС
  • изучение информации, собранной официальными органами
  • установление контакта с семьей – по телефону и выход в семью
  • заполнение листа первичной диагностики
  • оформление договора о принятии на социальное обслуживание
  • принятие решения о спектре необходимых действий по семье
  • при наличии угрозы жизни или здоровью ребенка – известить официальные органы
  • выработка плана социального обслуживания семьи
  • согласование плана с клиентом

 

Второй этап – поддерживающее сопровождение семьи.

 

После устранения социально опасного положения и острого кризиса социальный работник посещает семью 1 раз в 2 недели, семья участвует в мероприятиях общего и поддерживающего характера, спектр ответственности семьи расширяется.

 

Задачи этапа:

  • разрешение трудной жизненной ситуации в семье
  • уменьшение влияния специалиста на проблемы семьи
  • повышение активности членов семьи

 

Методы работы:

  • выполнение намеченных мероприятий в семье
  • корректировка плана при необходимости
  • оценка ситуации в семье на консилиуме (через 3-4 месяца)
  • отчет о проделанной работе

 

Третий этап – оказание помощи по запросу.

 

Выходов в семью нет, семья может обратиться за помощью или принять участие в мероприятиях на общих основаниях.

 

Задачи этапа:

  • оценка результатов работы с семьей
  • окончание сопровождения семьи

 

Методы работы:

  • совместное с семьей подведение итогов работы
  • получение от клиента обратной связи
  • мониторинг ситуации в семье 1 раз в квартал, 3 квартала
  • итоговый отчет

 

На каждом этапе работы с семьей оформляется документация, которая позволяет отслеживать динамику изменений и фиксирует проблемы. В Программе используются следующие документы:

  • социальная карта семьи (заполняется при первичном посещении)
  • карта детальной диагностики семьи (оценка кризисности)
  • план работы с семьей
  • договор о сотрудничестве с семьей
  • рабочие документы (промежуточные отчеты, письма и т.д.)
  • окончательный отчет.

При подготовке статьи использовались, в том числе, материалы сборника «Формы работы с семьей и детьми по профилактике безнадзорности», Рыбинск, 2010.

 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика