Новости
-
Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
-
Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
-
Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
Формы и методы работы с семьями в трудной жизненной ситуации, в том числе с теми, в которых воспитываются особые дети (на основе практического опыта Нижегородской региональной общественной организации «Детский проект»)
Автор - Елисеева Н.С., исполнительный директор НРОО «Детский проект»
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Семьи, где воспитываются особые дети, всегда являются семьями группы риска, так как нуждаются в особом сопровождении и заботе. Наша организация выстраивает работу с семьями в трудной жизненной ситуации на основе договорных отношений.
Работа с семьей строится по принципу социального патронажа, но в НРОО «Детский проект» имеется существенная особенность: к каждой семье прикрепляется куратор, который следит за выполнением индивидуального плана реабилитации семьи. На одного куратора с полной рабочей загрузкой приходится не более 10 семей. Это позволяет осуществить индивидуальный подход и оперативное сопровождение.
Наша организация выделяет следующие этапы работы куратора с семьей в рамках патронажа:
1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.
Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и организацией. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.
При этом мы всегда распределяем обязанности по устранению ситуации между родителем и куратором, что постепенно формирует социальную ответственность, а не иждивенческий подход.
2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Куратор должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
3-й этап. Сбор информации о семье:
- применение широкого диапазона методов сбора информации;
- сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
- сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
- тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
- сопоставление информации из различных источников.
Куратор начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
- состав семьи;
- характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
- нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
- способности и возможности членов семьи;
- уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Для сбора информации куратор пользуется большим набором методов. Прежде всего, это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон).
4-й этап. Анализ информации о семье.
Анализ информации о семье куратор осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно ищет важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План в работе с семьей.
Цели, задачи и перспективы работы куратора и семьи находят свое выражение в плане. План составляется куратором на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Куратор организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Куратор оказывает семье информационную и организационную помощь.
6-й этап. Выход из семьи.
По окончании интенсивного периода работы куратор представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Мы продолжаем сообщать семье необходимую информацию, приглашаем на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Социальное сопровождение строится на основании потребности семьи в тех или иных услугах. В рамках сопровождения оказываются следующие услуги:
- Профилактические услуги – оказываются семьям групп риска, имеющим сниженные жизненные ресурсы или проходящим нормативные кризисы семьи (рождение ребенка, поступление ребенка в школу, подростковый возраст ребенка, усыновление ребенка, смерть супруга, развод и т.д.). В них входит:
- оказание психологической помощи (по запросу)
- просветительская работа
- информирование родителей
- проведение программ родительской компетентности
- обучение организации реабилитационного совместного досуга
- программы семейного отдыха
- организация групп самопомощи семей
- Услуги по запросу семьи – оказываются семьям в трудной жизненной ситуации, которые не могут сами справиться со своими проблемами. В них входит:
- диагностика проблем семьи
- организация межведомственного взаимодействия
- выработка направлений работы для выхода из кризисной ситуации
- оказание психологической помощи (по направлению работы)
- оказание юридической помощи
- оказание материальной помощи
- помощь в выстраивании социальной сети окружения семьи
- после решения основной проблемы – оказание профилактических услуг
- Экстренные, реабилитационные услуги – оказываются семьям в социально опасном положении. В них входит:
- диагностика проблем семьи
- организация межведомственного взаимодействия
- выработка направлений работы для выхода из кризисной ситуации
- рекомендация о временном помещении ребенка/детей в социально-реабилитационный центр
- далее – см. услуги по запросу семьи.
Результатом работы является не только преодоление семьей трудной жизненной ситуации, но и повышение родительской компетентности, умение находить собственные ресурсы, самостоятельно справляться с трудностями, возможно – желание войти в группу самоподдержки других семей.
Для этого работа строится комплексно, поэтапно, и каждый этап имеет свою специфику.
Первый этап - интенсивное сопровождение семьи.
Активное вмешательство социального работника в жизнь семьи, интенсивная работа с частым (2 раза в неделю) посещением семьи, диагностика проблем, оперативное решение наиболее острых вопросов.
Задачи этапа:
- установление доверительных отношений с членами семьи
- подготовка плана социального обслуживания
Методы работы:
- получение информации о наличии семьи в ТЖС
- изучение информации, собранной официальными органами
- установление контакта с семьей – по телефону и выход в семью
- заполнение листа первичной диагностики
- оформление договора о принятии на социальное обслуживание
- принятие решения о спектре необходимых действий по семье
- при наличии угрозы жизни или здоровью ребенка – известить официальные органы
- выработка плана социального обслуживания семьи
- согласование плана с клиентом
Второй этап – поддерживающее сопровождение семьи.
После устранения социально опасного положения и острого кризиса социальный работник посещает семью 1 раз в 2 недели, семья участвует в мероприятиях общего и поддерживающего характера, спектр ответственности семьи расширяется.
Задачи этапа:
- разрешение трудной жизненной ситуации в семье
- уменьшение влияния специалиста на проблемы семьи
- повышение активности членов семьи
Методы работы:
- выполнение намеченных мероприятий в семье
- корректировка плана при необходимости
- оценка ситуации в семье на консилиуме (через 3-4 месяца)
- отчет о проделанной работе
Третий этап – оказание помощи по запросу.
Выходов в семью нет, семья может обратиться за помощью или принять участие в мероприятиях на общих основаниях.
Задачи этапа:
- оценка результатов работы с семьей
- окончание сопровождения семьи
Методы работы:
- совместное с семьей подведение итогов работы
- получение от клиента обратной связи
- мониторинг ситуации в семье 1 раз в квартал, 3 квартала
- итоговый отчет
На каждом этапе работы с семьей оформляется документация, которая позволяет отслеживать динамику изменений и фиксирует проблемы. В Программе используются следующие документы:
- социальная карта семьи (заполняется при первичном посещении)
- карта детальной диагностики семьи (оценка кризисности)
- план работы с семьей
- договор о сотрудничестве с семьей
- рабочие документы (промежуточные отчеты, письма и т.д.)
- окончательный отчет.
При подготовке статьи использовались, в том числе, материалы сборника «Формы работы с семьей и детьми по профилактике безнадзорности», Рыбинск, 2010.