Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Организация сопровождения приемных семей (из опыта работы Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми)

Авторы - 

Наталья Степина, педагог,

Ольга Неупокоева, коррекционный психолог,

Общественный ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми

 

В последние годы вопрос: что же делать с приемными семьями? – ставится на всех уровнях.  Так, с сентября 2012 г. посещение школы приемных родителей стало обязательным условием для получения заключения о праве быть опекуном или усыновителем. Теперь все потенциальные приемные родители должны проучиться в ШПР. Таков государственный подход к решению проблемы, а что он за собой скрывает – социальный сервис или очередную форму контроля – видимо, будут решать на местах. Службы сопровождения пока не стали обязательными, но мысль о том, что принимающая семья (даже с обученными родителями) может нуждаться в помощи при решении проблем с уже принятым ребенком – такая мысль уже не кажется крамольной и обращение за помощью – компрометирующим приемных родителей.

Так или иначе, понятие «сопровождения» все активнее входит в обиход специалистов и структур, работающих с принимающими семьями. Что стоит за этим понятием – помощь в решении конкретных проблем, консультирование по запросу, контроль за жизнью ребенка, мониторинг успешности принимающей семьи? Единства в подходах пока нет, и может быть, это не так уж и плохо – остается поле для маневра, которое резко сузится с принятием каких-либо госстандартов в этой сфере.

Здесь мы хотим поделиться нашим представлением о сопровождении приемных семей. Мы опираемся на свой опыт работы – в Общественном Ресурсном центре помощи приемным семьям с особыми детьми. Ресурсный центр создан в 2009 г. инициативной группой педагогов, психологов и активных приемных родителей (действует как проект Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» при поддержке других общественных организаций). Сотрудники центра прошли обучение у специалистов центра «Про-мама»  (команды основателей известного патронатного детского дома №19 г. Москвы, в то время уже вынужденных покинуть это место и продолживших свою работу в некоммерческой организации), и мы благодарны коллегам за такую профессиональную поддержку.  В своей работе мы во многом опираемся на этот опыт.

В первую очередь, работа центра была направлена на оказание комплексной помощи тем приемным семьям, которые достаточно смелы или достаточно ресурсны, чтобы принять на воспитание ребенка с особыми нуждами. Такие дети и такие семьи у нас есть и сейчас – это дети с умственной отсталостью разной степени, последствиями тяжелых ожогов, артрогрипозом и т.д.

Но чем дальше, тем больше основными категориями семей, требующих помощи, становятся те, в которых дети не имеют серьезных патологий в здоровье или развитии. Это дети с поведенческими проблемами – дети с последствиями психологических травм, с расстройствами эмоционально-волевой сферы, это семьи с проблемами детско-родительских отношений, на которые дети реагируют «невыносимым» поведением. Про таких детей не скажешь, что они «больны» или «инвалиды», но если им вовремя не помочь, они могут скатиться в болезнь или маргинальность.

Сначала мы не собирались заниматься такими детьми, полагая, что они могут получить помощь в других местах. Но практика убедила нас, что эти дети как раз попадают в группу риска – зачастую родители, отчаявшись справиться с поведением ребенка, начинают искать помощи в психиатрических клиниках, подключают медикаментозную терапию, что имеет влияние и на другие сферы развития ребенка. Не найдя адекватной психолого-педагогической поддержки, ребенка инвалидизируют, «залечивают», считают «ненормальным, больным».

Таких детей зачастую отвергают, не принимают окружающие – их не любят в школе или детсадах, потому что они «плохо себя ведут», с ними не дружат ровесники, да и в своей приемной семье такой ребенок не всегда получает любовь, внимание и заботу, в которых он нуждается. Ребенка подозревают в злом умысле, в том, что он «нарочно», «назло». Такие дети в большей степени попадают и под угрозу возврата, если социум враждебен к семье из-за «плохого» поведения ребенка, а родители не смогли принять его особенности.

Помочь семье с таким ребенком в решении ее проблем возможно только комплексно, работая не только и не столько с ребенком, сколько с семьей, с изменением ее установок, и с социумом – с ближайшим окружением семьи, с учреждениями, которые посещает ребенок.

На опыте работы в первую очередь с такими семьями (которые часто обращаются в центр уже в период острого кризиса) и сложились наши основные подходы к сопровождению семьи.

Если быть краткими, то:

Основной принцип сопровождения – организация сотрудничества с семьей в интересах ребенка.

Основная цель сопровождения – максимально возможная интеграция семьи и ребенка в социум, поддержка семьи на пути самостоятельного решения проблем.

 

Мы как специалисты прекрасно понимаем, что не можем и не должны подменять собой семью в решении вопросов, связанных с жизнью ребенка, не должны брать на себя полностью ответственность за решение ситуации. Только при активности самой семьи, ее готовности меняться, прилагать усилия, чтобы решить проблему, будет эффективна любая работа с семьей и ребенком. Что скрывать, зачастую семья, истощившая свои силы в бесплодных попытках улучшить ситуацию, хочет от специалистов, чтобы они «сделали что-то с ребенком», нашли волшебную кнопку, которая разом выключит все проблемы. Многие семьи не готовы увидеть причину трудностей в себе, в своих установках, считая, что все дело в особенностях ребенка, в его «неправильности». Принимая трудности таких семей и их право на любые чувства, специалисты центра видят свою задачу в том, чтобы помочь семье постепенно наращивать свои ресурсы, активизировать внутренний потенциал, обрастать внешними связями, постепенно понимать, что решение проблемы ей под силу.

В рамках этой стратегии мы и выстроили следующий алгоритм работы с семьей.

 

Этапы работы с семьей

 

1. Первичный запрос семьи.

Задача этапа: понять, как семья представляет себе проблему, с которой обращается в центр, причины и пути решения проблемы.

Формы работы: собеседование, телефонный разговор.

 

Как правило, наше знакомство с семьей начинается с телефонного звонка.

У первого контакта две основные задачи.

Первая – отфильтровать звонки, с которыми обратились не по адресу. Так, например, наш центр работает только с приемными детьми, поэтому, когда к нам звонят с проблемами кровного ребенка, мы перенаправляем людей в другие организации. Есть и другие ограничения, связанные с нехваткой ресурсов или спецификой проблемы, мы, в частности, не работаем с наркозависимыми подростками.

Вторая задача – выяснить, в чем обратившийся член семьи видит проблему, какова ситуация с его точки зрения. Все мы понимаем, что описание проблемы в ходе первого разговора может значительно отличаться как от действительного положения дел, так и от  действительной позиции самого обратившегося (не все расскажешь в первом разговоре незнакомым пока людям). Но то, что в первую очередь волнует семью, чтО именно она выдвигает как основную причину обращения за помощью, как правило, определить можно.

В ходе первого разговора сотрудник центра также выясняет первичную информацию о ребенке и семье – возраст ребенка, сколько времени находится в семье, где находился до этого, есть другие дети в семье – кровные или приемные, работает ли мама или сидит с ребенком и т.д.

Информативно и то, как собеседник ведет разговор, насколько обратившийся эмоционален, взволнован или, наоборот, мрачен, сразу начинает говорить, что ничего не получится, что уже обращались к другим специалистам, что «сил больше нет», что «у ребенка не все в порядке». Эмоциональное  состояние обратившегося много говорит не столько о самой проблеме, сколько об отношении к ней, о тяжести кризиса, может сигнализировать об истощении ресурсов семьи или самого обратившегося, а также о том, что за декларируемой проблемой скрываются другие, о которых пока говорить не готовы.

 

2. Изучение проблемы специалистами центра.

Задача этапа: составить собственное представление о проблеме семьи.

Формы работы: диагностика ребенка, интервью с представителями семьи, встречи представителей семьи с психологами и педагогами центра.

 

На втором этапе наша задача – сформировать видение проблемы специалистами центра. Для этого в первую очередь мы проводим диагностику ребенка и более развернутое собеседование с родителями.

 

Что должны выяснить специалисты центра при изучении проблемы?

В ходе диагностики:

- Каково общее развитие ребенка? Каковы особенности его развития? Как развиты высшие психические функции (внимание, память, мышление и т.д.)? Как сформированы коммуникативные навыки?

- Каково эмоциональное состояние ребенка? Можно ли отметить повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, другие моменты, маркирующие кризисное состояние?

- Представляет ли ребенок структуру своей семьи, чувствует ли себя принадлежащим к ней, видит ли свое место в семье?

- Осознает ли сам ребенок проблему, с которой семья обратилась в центр (способен ли осознать в силу возраста и развития)? Если да, то как он относится к проблеме, готов ли принимать участие в ее решении?

 

В ходе собеседования с представителями семьи:

- С какого возраста ребенок в семье? Что известно о жизни ребенка до приема в семью (о кровных родственниках, об учреждениях, где находился ребенок, о состоянии здоровья и т.д.)?

- Как проходила адаптация ребенка в семье? Как ребенок взаимодействует с родителями и другими членами семьи?

- Посещает ли ребенок образовательные, досуговые учреждения?

- Как ребенок взаимодействует с ровесниками?

- Как давно семью беспокоит проблема, с которой она обратилась в центр? Что семья думает о причинах проблемы и возможных путях ее решения? Куда еще обращались за помощью в решении проблемы? Какие шаги были предприняты?

 

Часто случается, что в ходе более подробного собеседования с родителями выясняется, что семью беспокоят совсем другие проблемы, чем было заявлено в первом разговоре. Есть проблемы, о которых родитель не готов заявить «с ходу», ему важно познакомиться со специалистом, почувствовать его отношение, ощутить хоть какое-то доверие к человеку (или в целом к организации). Как правило, легче рассказать о школьных проблемах, или о том, что ребенок дерется, или о том, что он часто ссорится с младшим братом. А в ходе более длительного общения выясняется, что основная проблема в школе – это не просто драки, а драки с девочками, которые перерастают в приставания (сексуализированное поведение) и что дома с младшим братом наблюдается та же картина. Таким образом, мы видим, что интерпретация проблемы семьей может сильно измениться.

Задача сотрудника в ходе собеседования не только получить необходимую информацию, но и выразить понимание чувств родителя, при этом не оценивая ни самих чувств, ни ситуации в целом. Родитель должен остаться с убеждением, что в центре постараются разобраться с проблемой, что здесь готовы помочь, что в любом случае здесь никто не осудит, никто не будет оценивать ни его самого, ни ребенка. Для многих родителей, в первую очередь для тех, кто находится под постоянным прессингом окружения в связи с «плохим» поведением ребенка, само такое отношение уже с первой встречи может произвести терапевтический эффект. О чем бы ни рассказывал родитель, мы принимаем это к сведению, мы соглашаемся с тем, что такие трудности есть, что ему может быть тяжело, присоединяемся к его беспокойству, но на этом этапе воздерживаемся от анализа его воспитательных методов или родительских установок. С другой стороны, точно так же важно не осуждать, не оценивать других участников ситуации – например, ребенка, других членов семьи, школьных педагогов.

 

Для понимания действительной проблемы особую важность имеет диагностика ребенка.

В наш центр часты обращения с жалобами на трудности обучения в школе, на плохое усвоение школьной программы, на то, что ребенка предлагают показать на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) с целью перевода, например, в школу 8 вида (школы для детей с умственно отсталостью).

А в ходе диагностики выясняется, например, что ребенок в данный момент испытывает сильное эмоциональное напряжение. Это может быть связано с процессами адаптации (ребенок недавно в этой семье, ребенок пошел в первый класс, ребенок перешел в другую школу), с какими-то изменениями в образе жизни (например, рождение кровного ребенка, появление еще одного приемного, развод родителей, переезд в другой район), с обострением проблем детско-родительских отношений. Конечно, в ситуации стресса ребенку не хватает ресурсов организма для интеллектуальных усилий, в этот период не нужно требовать от него успехов в учебе.

Другой причиной неуспешности в интеллектуальной сфере может быть непроработанность в семье вопросов приемности, когда у ребенка не сформировалось четкого представления, откуда он пришел в этот мир, откуда взялся в этой семье, «у кого он был в животике» и т.д. В семье могут отказываться обсуждать с ребенком эту тему, стараться уворачиваться от таких разговоров, в таких случаях ребенок ощущает напряжение, растерянность или негативное отношение родителей, у него повышается уровень тревожности, возникают страхи, что с ним что-то не в порядке. Такое состояние достаточно часто возникает у приемных детей – первоклассников, если ко времени выхода в школу в семье не сформировано общее четкое представление, что его приемность – это «нормально», если ребенок не понимает, «чей» он, соответственно, не может полноценно проживать кризис 7 лет. Школа становится дополнительным стрессом, и у таких детей учебный процесс зачастую осложняется.

Поэтому при жалобах на неуспеваемость или на проблемы в интеллектуальной сфере  (не запоминает времена года, не хочет учить стихи и т.д.) наши специалисты всегда проводят диагностику эмоциональной сферы и семейных отношений.

В центре первичную диагностику проводит коррекционный психолог, при выраженном эмоциональном напряжении диагностические занятия проводят арт-терапевты. Кроме того, в диагностике могут участвовать сенсорный терапевт (выясняет развитие органов чувств и способность к интеграции сигналов разных органов чувств), психолог, занимающийся поведенческой терапией.

Диагностике уделяется много внимания, так как от того, какие причины трудностей мы обнаружим, зависят и пути помощи ребенку и семье.

 

3. Консилиум по принятию решения о сопровождении или отказе от сопровождения.

Задача этапа: формирование общего представления о проблеме у сотрудников центра, принятие решения о сопровождении ли отказе от него.

Форма работы: консилиум (общее собрание сотрудников центра).

 

После того, как по максимуму собрана первичная информация, сотрудники центра собираются на консилиум.

Специалисты, занимавшиеся изучением проблемы, информируют остальных сотрудников центра о ситуации в семье и обмениваются мнениями о возможных путях помощи.

Основная задача консилиума – определить, в какой помощи нуждается семья, насколько семья нуждается в привлечении внешних сил для решения проблем, насколько мы ресурсны оказать такую помощь.

 

Центр может решить не принимать семью на комплексное сопровождение. Обычно это происходит, когда мы видим, что у семьи достаточно ресурсов, чтобы справиться с ситуацией и нет состояния острого кризиса. Например, после диагностики, не выявившей серьезных проблем у ребенка, родители удовлетворены рекомендациями специалистов и готовы им следовать. Такие случаи мы берем на супервизию и предлагаем родителям через некоторое время (2-3 месяца) прийти на повторную диагностику или консультироваться с нами по телефону в случае каких-то сомнений или возникающих трудностей. Также есть семьи, которые недавно взяли ребенка, еще не чувствуют себя уверенно, переживают, хорошо ли идет адаптация в семье, каковы перспективы развития ребенка и т.д., стараются показать ребенка как можно большему числу специалистов. Обычно эти семьи тоже удовлетворяются диагностикой, рекомендациями, возможностью обращаться со своими проблемами. Повторяю, речь не идет о детях, у которых обнаружены серьезные проблемы, и о семьях в остром кризисе.

 

В случае принятия решения о сопровождении специалисты центра готовят для семьи предложения в план комплексной помощи (ПКП) и разрабатывают условия, при которых центр готов работать над проблемой.

Семье выделяется куратор – сотрудник центра, основная задача которого – организация дальнейшего взаимодействия с семьей.

Куратор – важная фигура для выстраивания отношений «семья-центр». Круг вопросов, которыми он занимается, широк:

- сбор всех предложений от специалистов в план комплексной помощи (ПКП), разработка ПКП, подписание с семьей соглашения о сотрудничестве, мониторинг выполнения ПКП, внесение дополнительных изменений,

- координация действий всех специалистов, работающих с семьей,

- налаживание контакта с организациями, имеющими отношение к проблеме или ее решению, - педагогами и администрацией школ, руководителями кружков и секций, специалистами из других структур (например, логопед, нейропсихолог и т.д.),

- установление доверительных отношений с приемными родителями и другими членами семьи, оказание по необходимости психологической поддержки.

Куратор – основное доверенное лицо семьи в центре. Особенно это важно для семьи в период острого кризиса или обострения состояния ребенка, когда возрастает риск непредсказуемых событий. Семья должна знать, что в центре есть человек, к которому она может обратиться и рассказать, что случилось, и он предпримет шаги для решения ситуации. Разговоры по телефону также могут стать терапевтической поддержкой семьи, особенно в моменты тяжелых переживаний или острого стресса. Все кураторы центра готовы к такой работе.

 

4. Встреча с семьей

Задача этапа: информирование семьи о решении центра – о принятии на сопровождение или предложение других форм работы, рекомендации обратиться в другие структуры.

Форма работы: встреча с семьей.

На встрече специалисты центра:

- знакомят семью с результатами диагностической работы,

- объясняют свое видение проблемы,

- сообщают предложения в план комплексной помощи (ПКП),

- обсуждают с членами семьи их возможности принимать участие в реализации ПКП.

Семье дается время на обдумывание и принятие решения о дальнейшем сотрудничестве с РЦ.

 

5. Разработка индивидуального маршрута сопровождения (ИМС).

Задача этапа: разработка ИМС в содружестве с семьей, разделение зон ответственности между центром и семьей.

Форма работы: встречи куратора с представителями семьи.

 

Если семья сообщает о своей готовности к дальнейшему взаимодействию с центром, то совместно разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения.

Индивидуальный маршрут сопровождения включает 4 базовых компонента:

1) описание желаемых результатов, которые планируется достичь в ходе сопровождения.

Для многих семей вопрос о целях совместной работы, о результатах, которые планируется достичь, - очень сложный. Особенно для семей, где проблемы ребенка сплелись в один запутанный клубок, где ситуация тянется долго, кажется неразрешимой. Такие семьи много и подробно рассказывают о том, «как все плохо», но не умеют сформулировать, какое должно быть «хорошо». На этом этапе мы стараемся вывести семью за рамки эмоционального отношения к проблеме, предлагаем рационализировать ситуацию. Это зачастую приносит и терапевтический эффект – между проблемой и семьей появляется дистанция, формулируются цели, поэтапное решение которых можно планировать. Описание желаемых результатов должно быть конкретным (не «улучшить успеваемость», а «получить 3 по чтению и математике в четверти и за год», не «исправить поведение», а «к концу года драться не чаще 2 раз в неделю» или «драться только с мальчиками, и не трогать девочек», «не выпрашивать пирожки в школьном буфете» и т.д). Иногда для семьи становятся важными какие-то вроде бы мелочи, значение которых гиперболизируется на фоне общего негатива. Например, одна мама в период острой адаптации мальчика-подростка говорила, что больше всего ее раздражает то, что он разбрасывает в комнате свои грязные носки. Так в плане и было написано: «научить ребенка убирать грязные носки в корзину для белья»;

2) определение сроков действия соглашения – в течение какого времени планируется достичь желаемых результатов

В нашем центре соглашение о сотрудничестве обычно подписывается на срок от 4 месяцев до 1 года, в редких случаях до 1,5 лет;

3) разработка плана комплексной помощи – комплекса действий, которые должны привести к желаемым результатам.

План комплексной помощи может включать: психотерапевтическую работу с ребенком и семьей, занятия по коррекционно-развивающей программе, медицинское лечение, участие ребенка в студиях, кружках, спортивных секциях, дополнительные обследования у профильных специалистов, подбор, смена учебного учреждения и т.д.

Специалисты, работающие с семьей, составляют ПКП совместно, учитывая результаты собеседования, диагностик и ресурсы семьи, на основе ПКП каждый специалист составляет программу работы по своему направлению;

4) разделение зон ответственности: что будет делать сотрудник центра, а что – семья.

Зоны ответственности прописываются в специальном документе – соглашении о сотрудничестве между центром и семьей. В соглашении указывается по каждому пункту плана помощи – что делает центр, что делает семья.

Например, если желаемым результатом работы определена подготовка ребенка-дошкольника с ЗПР к 1 классу массовой школы, то в ПКП вносится пункт «Проведение коррекционно-развивающих занятий». В соглашении о сотрудничестве записывается, что по этому пункту центр обязуется «разработать коррекционно-развивающую программу – до такого-то числа, проводить коррекционно-развивающие занятия с ребенком – не реже 2 раз в неделю» (занятия можно расписать более подробно), а семья обязуется – «привозить ребенка на занятия, не пропускать занятия без уважительной причины, выполнять домашние задания» (иногда определяется более конкретно – «читать ребенку вслух по 15 мин. ежедневно»).

 

6. Подписание соглашения о сотрудничестве.

Задача этапа: заключение соглашения о сотрудничестве, что подразумевает, что стороны готовы к выполнению принятых обязательств.

Форма работы: встреча куратора с представителем семьи.

Семье дается время на обдумывание условий, на внесение своих предложений и, когда все договоренности обсуждены, подписывается соглашение. Конечно, соглашение о сотрудничестве – это внутренний документ, в нашем случае не имеющий никакой юридической силы. Но он определяет обязательства, которые семья и центр по добровольному согласию взяли на себя. Это дисциплинирует совместную работу и позволяет семье чувствовать себя полноправным партнером во взаимодействии. Мы изначально настраиваем семью на сотрудничество в интересах ребенка, сразу обозначаем свою позицию – что решать проблемы можно только сообща, что без активности самой семьи все усилия специалистов будут безрезультатны.

 

7. Движение по индивидуальному маршруту сопровождения.

Задачи этапа: выполнение плана комплексной помощи, анализ пройденных шагов, координация действий всех специалистов, участвующих в помощи семье.

Форма работы: коррекционно-развивающие занятия с ребенком, консультирование, семейная терапия, интеграция ребенка в среду ровесников, согласование действий с педагогами образовательных учреждений, которые посещает ребенок и т.д.

 

Мы не случайно так подробно остановились на первых этапах взаимодействия с семьей. От первого звонка до подписания соглашения обычно проходит не больше месяца, а в кризисных случаях и меньше, но от того, как мы настроим семью на дальнейшую работу в самый первый период отношений, зависит очень многое.

А дальше начинается длительная работа, требующая зачастую ежедневных совместных усилий. Одна из задач в ходе совместной работы – активизация внутренних ресурсов семьи, развитие социальных умений, преодоление внешних и внутренних барьеров. Мы стремимся определить, на что семья способна в текущий момент и чему должна научиться, чтобы суметь сделать больше в дальнейшем.

Например, для семьи, в которой есть ребенок со школьными проблемами, связанными с тяжелым поведением, зачастую бывает очень трудно выступать адвокатом своего ребенка, объяснять педагогам причины поведения и возможные способы совладания с трудностями. Некоторые семьи просто тушуются и переживают, когда их ребенка беспрестанно ругают, другие – вступают в конфликт и ведут себя агрессивно, третьи становятся на сторону педагога и принимают репрессивные меры по отношению к ребенку. Ни один из этих способов не конструктивен и проблем не решает. Поэтому на первых порах в школу вместе с приемной мамой едет куратор семьи. Он становится фасилитатором общения в конфликтных ситуациях, с позиции специалиста разъясняет, с чем связано «плохое» поведение ребенка и как с ним можно справиться. Такое присутствие третьей стороны, как правило, позволяет не «тонуть» в ежедневных обидах, а постараться понять и искать выход. Кроме того, временами педагогам просто не хватает элементарных знаний об особенностях развития и поведения детей, переживших травму потери кровных родителей. И в любом случае куратор всегда будет предлагать решение проблемы, исходя из интересов ребенка, тем самым поощряя взрослых людей – участников ситуации к ответственности за ребенка и за отношения с ним. Со временем, если удается наладить контакт между семьей и школой, роль куратора в этом уменьшается, а роль семьи возрастает. Семья осваивает новые способы взаимодействия и может применить их на практике.

 

Движение по ИМС координирует куратор семьи.

ИМС может корректироваться в связи с изменением ситуации, в соответствии с возникающими потребностями ребенка или с появлением новых запросов семьи.

Изменения в ИМС обязательно фиксируются в соглашении о сотрудничестве.

 

8. Мониторинг движения по индивидуальному маршруту.

Задача этапа: анализ выполнения плана комплексной помощи, достижений и неудач, корректировка плана в случае необходимости.

Форма работы: диагностика ребенка, отчеты специалистов, встречи с семьей, консилиумы.

Обязательное условие результативности работы – постоянный мониторинг того, что происходит. Текущий мониторинг ведет куратор. Его основная задача в этом – отслеживать изменения, которые происходят в семье, в том числе и с целью предупреждения каких-либо острых ситуаций. В тех случаях, когда кризисные моменты связаны с объективными причинами – например, начало пубертатного периода у ребенка, начало учебы в школе и т.д. – специалисты центра совместно с семьей стараются продумать заранее, чем можно смягчить неизбежные сложности.

Используются  и другие способы анализа ситуации – регулярные отчеты специалистов, срезы знаний, повторные диагностики, информация от школьных учителей и т.д.

Мониторинг необходим еще и для того, чтобы понимать, правильно ли выбраны методы помощи. Если все рекомендации специалистов выполняются, а улучшения не наступает, это повод проанализировать выбранные методики, предположить, в чем причины неудач, как изменить работу с семьей.

План помощи семье не является догмой, это рабочий документ, и его можно и нужно менять, если в процессе работы выясняется, что предложенные способы неэффективны.

Также в центре проходят регулярные консилиумы с участием всех специалистов, работающих с ребенком, в том числе и специалистов из других организаций, периодически на такие встречи приглашаются родители.

 

9. Подведение итогов сопровождения, планы на будущее.

Задача этапа: определить, каких результатов удалось достичь в период сопровождения,

Форма работы: встреча куратора с семьей, подготовка куратором материалов по сопровождению на общий консилиум, общий консилиум с участием представителей семьи.

Подведение итогов происходит по завершении срока, на который было заключено соглашение о сотрудничестве. Обычно сначала проходит консилиум специалистов, чтобы определить отношение центра к результатам работы и договориться, что мы предлагаем семье в дальнейшем.

Потом проходит общая встреча специалистов и семьи, на которой анализируются результаты проделанной работы. Очень важно на этом этапе подчеркнуть, в чем стал успешен ребенок, какие позитивные изменения с ним произошли, и второе – как много смогла сделать семья, скольким важным вещам она научилась, как далеко продвинулась в решении своих проблем. Наша задача – продемонстрировать семье, что она в состоянии справляться со своими проблемами, пусть не сразу и со всеми, а постепенно, но может.

 

По окончании реализации ПКП может быть заключено следующее соглашение на новый период.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика