Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Описание случая применения ПЕТ-терапии в комплексной коррекционной работе с ребенком с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Программа реализована совместно с фондом P.E.T. (Paws Expel Troubles): http://www.petfund.ru

 

Автор - Пушкова Л.В., психолог, Общественный ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми, г.Москва.

 

Артему 9 лет. В приемной семье с 2-х месяцев, обучается во 2-м классе школы для детей с нарушениями зрения по массовой программе.  Родители обратились в Ресурсный центр с жалобами на проблемы в обучении.

 

Диагностика показала нарушение эмоционально-волевой сферы по истощаемому типу. Ребенок медленно входит в деятельность, ему трудно сосредоточиться, он быстро устает, плохо запоминает, внимание неустойчиво. Тактильные прикосновения переносит с трудом, говорит, что щекотно, пытается увернуться. Когда истощается, начинает искать ярких мышечных ощущений: спускается под стол и начинает быстро ползать по комнате на коленях. Эмоциональное состояние нестабильное, проявляет аутоагрессию (в моменты, когда что-то не получается, бьет себя по голове). Имеет трудности распознавания эмоций, в моменты волнения также начинает ползать. Контакты с другими детьми затруднены.

 

Ребенку были показаны индивидуальные занятия в сенсорно насыщенной среде (игровая терапия), ПЕТ-терапия и посещение группы улучшения саморегуляции для младших школьников.

 

Всего ребенок посетил 4 занятия игровой терапией, 5 групповых занятий, 4 индивидуальных занятия ПЕТ-терапией и принял участие в двух общих праздниках Ресурсного центра. Вся терапия в общей сложности заняла два с половиной месяца.

 

Встречаться с собаками мы начали после цикла занятий игровой терапией. Такое решение было принято, поскольку структурированное общение с собаками очень подходило для решения психолого-педагогических задач, которые стояли перед нами в отношении Артема.

 

Психолого-педагогические задачи ПЕТ-терапии:

  • улучшение произвольной регуляции деятельности
  • увеличение объема внимания
  • насыщение мягкими тактильными ощущениями (при поглаживании животного)
  • расслабление, снятие мышечных блоков и зажимов
  • повышение самооценки
  • обогащение игры через включение в нее собаки
  • снижение уровня агрессии и аутоагрессии, стабилизация эмоционального фона
  • развитие эмпатии и коммуникативных навыков

 

На занятиях вместе с ребенком и собакой присутствовали психолог, тьютор и хозяин животного. Всего состоялось 4 встречи (проходили один раз в неделю): первые две – с одной собакой, третья – с другой и четвертая – с еще одной новой собакой.

 

Перед началом занятий координатор ПЕТ-проекта Наталья  Быстрова подобрала нам четырех собак со спокойным уравновешенным характером, которые подходили для наших задач. Фотографии этих собак с их именами мы отправили семье для того, чтобы ребенок мог сам выбрать двух собак, с которыми он хотел бы встречаться. Встречи проходили один раз в неделю в течение 60 минут. 

 

Занятие 1

 

План занятия:

  1. Знакомство с собакой и хозяевами.
  2. Обсуждение правил общения с собакой: что можно делать и что нельзя.
  3. Знакомство с историей собаки (рассказывают хозяева).
  4. Демонстрация умений собаки (проводят хозяева).
  5. Обучение ребенка давать собаке лакомство на раскрытой ладони.
  6. Обучение ребенка давать собаке простые команды («сидеть», «лежать», «ко мне»).
  7. Прогулка с собакой (сначала на двух поводках, потом самостоятельно).
  8. Возвращение в центр и сюжетная игра с собакой в зале.
  9. Прощание с собакой.

 

На первом занятии мы встретились с прекрасным псом Даром и его хозяевами Юлианной и Виталием. Артем был очень рад встрече и был очень внимателен и сосредоточен. Мы обсудили правила поведения с собакой, а затем Юля рассказала историю Дара, как он попал с улицы в их дом, как его полюбила вся семья и как он стал настоящим ПЕТ-терапевтом.

 

Дар – некрупный, спокойный и добрый пес, готовый слушаться ребенка. Артем достаточно легко установил с ним контакт, совсем не испытывал страха, быстро научился отдавать команды и внимательно следил за правильным положением руки при этом. На прогулке Юля научила Артема правильно держать поводок и следить за тем, чтобы пес находился рядом с его ногой. Первые 10 минут Юля страховала Артема вторым поводком, но он настолько хорошо справлялся с задачей, что мы доверили ему дальше самостоятельно вести Дара. Артем был очень горд, провел Дара по местам, где гуляли его знакомые, и поздоровался с ними. После этого мы отпустили Дара побегать по лужайке, Юля научила Артема бросать собаке палку, а Дар показал нам цирковые чудеса, забегая на дерево. Когда мы вернулись в зал, Артем из матов и поролоновых блоков построил дом, как мы обычно с ним играли на наших индивидуальных занятиях, зазвал в него Дара и стал играть вместе с ним.

 

Следует отметить, что в течение всего занятия Артем удерживал внимание на собаке, был собран и сосредоточен. Однако гладил собаку он только тогда, когда мы его специально к этому побуждали, и расслабления при этом не наступало. Одной из целей дальнейших занятий мы поставили установление более доверительного тактильного контакта с собакой и расслабление. 

 

Занятие 2  

 

  План занятия:

  1. Встреча собаки.
  2. Повторение правил общения с собакой: что можно делать и что нельзя.
  3. Повторение выученных команд.
  4. Сюжетная игра с собакой в зале.
  5. Прощание с собакой.

 

На вторую встречу к нам также приехал Дар. Артем пришел на занятия в несколько перевозбужденном состоянии и не сразу смог сосредоточиться на собаке. Однако после того как мы поговорили о том, что собаки не выносят суеты рядом с собой, Артем смог очень быстро взять в себя в руки и настроиться на занятие. Та скорость, с какой он смог переключиться и успокоиться, – это новое для него достижение. На занятиях без собаки у нас уходило на это гораздо больше времени.

 

В этот раз Артем предпочел не ходить гулять, а поиграть в зале. Он снова построил из блоков дом, но придумал, что это – больница, а он – доктор, который лечит людей и собак. В это мы довольно долго играли. Хочется отметить, что это – новый для него сюжет игры. До этого Артем выбирал только игру в семью. Таким образом, благодаря Дару, мы начали обогащать нашу игру новыми возможностями. Кроме того, для того чтобы удержать Дара в «больнице», Артем при помощи Юли уложил его на мат, лег рядом с ним и долго гладил. И в этот раз было видно, что ребенок начал расслабляться и получать удовольствие от самого контакта с собакой.

 

Занятие 3

 

План занятия:

  1. Знакомство с собакой и хозяевами.
  2. Повторение правил общения с собакой: что можно делать и что нельзя.
  3. Знакомство с историей собаки (рассказывают хозяева).
  4. Демонстрация умений собаки (проводят хозяева).
  5. Обучение ребенка давать собаке простые команды («сидеть», «ко мне»).
  6. Прогулка с собакой (на двух поводках).
  7. Возвращение в центр и сюжетная игра с собакой в зале.
  8. Прощание с собакой.

 

В этот раз к нам приехала Маня с хозяйкой Оксаной.

 

Маня - совсем другая собака. Она больше по размеру, но при этом более деликатная, требует более осторожного обращения, ей необходимо время, чтобы привыкнуть к новому помещению и людям. И все это очень пошло нам на пользу! Мы могли говорить об особенностях собаки, о том, что нельзя при ней делать резких движений, что ей требуется время, чтобы привыкнуть, понижали голос и просили о том же самом ребенка.

 

В самом начале занятия от смущения Артем начал прыгать и кататься на матах, но ради Мани, выслушав наши объяснения, через минуту перестал. Был потом еще момент, когда Маня освоилась и нежно ткнулась в него носом. Артем ужасно перепугался, спрятался за маты и отказывался выходить. Мы дали ему немножко прийти в себя, а потом попросили его дать Мане воды. Вылез сразу и вернулся в деятельность. Артем - все-таки очень заботливый мальчик. Это проявлялось и ранее в индивидуальной игре и вот теперь с собакой.

 

Прогулка тоже потребовала от Артема особой собранности. Маня сильно крупнее Дара и держать ее непросто. Оксана страховала вторым поводком, но вел Маню все-таки сам Артем. Точнее сначала Маня его вела, а потом он освоился, спина распрямилась, внимание стабилизировалось, и он уже вполне бодро вел ее за собой.  

 

В конце занятия построил дом и написал на листе бумаги вывеску: "Участок для полицейской собаки". Повесили и стали заманивать нашу "полицейскую собаку" в участок. Маня, как обычно, отнеслась с осторожностью к такой инициативе, но потом тоже освоилась.

 

Это занятие для Артема было сложное после более понятного и предсказуемого маленького Дара, но он отлично справился. Был момент и преодоления страха, и подстройки, и поиск новых способов общения с другим живым существом. И все это нам удалось! В конце Артем сказал, что хотел бы, чтобы Маня к нему приехала и во второй раз. Понравилась!

 

А наша игра обогатилась еще одним интересным сюжетом.

 

Занятие 4, заключительное (совместно с сестрой Дианой, 7 лет)

 

План занятия:

  1. Знакомство с собакой и хозяевами.
  2. Артем объясняет сестре правила общения с собакой: что можно делать и что нельзя.
  3. Знакомство с историей собаки (рассказывают хозяева).
  4. Демонстрация умений собаки (проводят хозяева).
  5. Артем обучает сестру давать собаке простые команды («сидеть», «ко мне»).
  6. Совместная игра с собакой.
  7. Прощание с собакой.

 

Заключительное занятие мы решили провести совместно с сестрой Артема семилетней Дианой, которая давно уже мечтала о том, чтобы и ей выпало счастье личного общения с «всамделишным» хвостатым терапевтом. И ей повезло! Именно в этот раз к нам приехал великолепный чудо-пес Рони! Он уже терапевт со стажем, прекрасно себя чувствует в толпе восхищенных зрителей и умеет очень много всего такого, от чего не только дети, но и взрослые начинают аплодировать. Что уж говорить о наших ребятах, которые просто разинули рот, когда Рони начал прямо-таки показывать лапой, в какой руке у хозяйки лакомство, и выделывать повороты вокруг себя!

 

Поэтому, как мы и планировали, наше последнее занятие прошло весело и празднично, оставив радостный задор, как мы надеемся, на все лето!

 

А сейчас хочу похвастаться нашими хвостатыми терапевтами. С начала наших занятий мама Артема отмечает вот такие позитивные изменения:

- стал более сосредоточен при выполнении домашнего задания;

- улучшилась успеваемость в школе;

- лучше стали отношения с другими детьми (раньше они его вообще не воспринимали);

- меньше стали проявления агрессии;

- улучшилось настроение.

 

Хотим выразить искреннюю благодарность Йентл Хофвейкс, Наталье Быстровой и фонду P.E.T. за инициацию, помощь и поддержку в реализации такого прекрасного проекта, а также замечательным собакам-терапевтам и их хозяевам за усилия, заинтересованность и включенность в сам процесс занятий. Спасибо вам большое! Вместе мы смогли сделать наши занятия интересными, эффективными и результативными. 

 

Узнать больше про ПЕТ-терапию можно здесь.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика