Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Новая семья для сиблингов

Авторы: Е.Е.Леонова, директор МКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Созвездие»; З.И.Лаврентьева, доктор педагогических наук, научный консультант Центра «Созвездие», г. Новосибирск. Источник Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г.

 

Одним из препятствий устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи является наличие у них сестер и братьев. Взять к себе сразу несколько детей из одной семьи решается не каждый принимающий родитель. Опасения вызываются тем, что труднее будет доказывать пагубность укоренившихся в кровной семье негативных привычек, сложнее будет устанавливать доверительные отношения с достаточно устойчивым детским сообществом братьев и сестер, нелегко будет распределять и удерживать равные и четко понимаемые детьми новые привязанности. Родители понимают, что нужны и дополнительные ресурсы, и дополнительное время, и дополнительная ответственность. Беспокоятся потенциальные принимающие родители и о нестабильности, напряженности, равнодушии отношений между братьями и сестрами, долгое время проживших в детских домах.

 

Все это приводит к тому, что в социальных учреждениях родные братья и сестры задерживаются значительно дольше других или вовсе не находят новую семью. Так, в нашем Центре «Созвездие» на 01.04.2014 года проживали воспитанники 8-и сиблинговых групп из 19 детей, что составляет 46% от общего числа воспитанников (приложение 3). Сиблинговые подсистемы включают от 2 до 7 детей. 37% воспитанников имеют братьев и сестер, проживающих за пределами Центра. 22% воспитанников имеют братьев и сестер, ранее воспитывавшихся в Центре «Созвездие». Только 24 % детей не имеют братьев или сестер. С небольшими расхождениями в числовых показателях такое положение дел характерно и для многих других подобных учреждений г.Новосибирска.

 

Качественный анализ родственных связей показал, что дети помнят своих родителей и высоко оценивают сложившиеся в семье родственные отношения с братьями и сестрами. Вместе с тем, у подавляющего большинства детей нет теплых отношений между братьями и сестрами; значительная часть детей, воспитывающихся в разных учреждениях, не знает о существовании братьев и сестер; крайне слабо поддерживаются связи с братьями и сестрами старше 18 лет; дети не осознают роль и значение родственных связей ни в ситуации учреждения, ни после выхода из него.

 

Следовательно, работу по созданию новой семьи для детей-сиблингов необходимо организовывать по принципу встречного движения – готовить родителей к такой особой семье и готовить самих детей к тому, чтобы они стремились жить в новой семье все вместе.

 

Именно такую стратегию выбрал наш педагогический коллектив, разработав специальную программу для детей «Развитие родственных связей сиблингов в условиях содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и предложив слушателям школы приемных родителей поработать волонтерами в тренировочном модуле- квартире, когда туда заезжает семья из братьев и сестер.

 

Включение кандидатов в приемные родители в реализацию программы внутри учреждения будет способствовать более глубокому пониманию отношений внутри сиблинговой группы. Знание характера этих отношений поможет замещающим родителям уже при создании семьи выбрать наиболее оптимальную модель воспитания детей. Служба сопровождения, специалисты которой хорошо знают сиблингов и видели на- чало их отношений с будущими родителями, смогут оказывать адресную помощь в установлении контактов со всеми членами новой семьи.

 

В связи с тем, что родные братья и сестры могут в учреждении жить в разных возрастных группах, программа реализуется в специально отведенное время, когда сиблинги объединяются во временную микрогруппу. Причем, в микрогруппу объединяются все семьи. Это дополнительно создает ситуацию некой соревновательности и демонстрации достижений каждой семьи.

 

Программа рассчитана на 140 часов и включает в себя разделы: «Братья и сестры», «Детский салон», «Право на брата», «Одна семья», «Давай поговорим!», «Детское семейное творчество», «Вместе навсегда».

 

Основные задачи раздела «Братья и сестры» решаются в ходе режимных моментов и специально организованной совместной деятельности сиблингов, а также через систему парных и групповых поручений и заданий для сиблингов. Используется система игр, упражнений, тематических и ситуативных бесед об истории семьи сиблингов, имеющихся родственниках, необходимости и способах формирования и поддержания позитивных отношений с социально безопасными родственниками, рассказов о семье, семейных отношениях и взаимосвязях, о роли братьев и сестер в семье, друг для друга и т.д. Ведется работа с личным фотоальбомом воспитанника, проводятся беседы по фотографиям. Организуются игры, поощряется общение с братьями и сестрами. Предлагаются игровые упражнения: «Поделись улыбкою своей», «Утешить – помочь, утешить – поддержать», «О семье, дружбе и любви», «Виды скорой помощи в любой ситуации», «Что такое семья? Состав семьи», «Необходимость заботы и уважения друг к другу», «Такой незнакомый «Я», «Ответственность старших за младших – основа существования человека», «Учусь принимать решения».

 

«Детский салон» – это обучение культуре организации свободного времени в семье. Организуется домашнее чтение (может читать сам воспитатель для всей сиблинговой группы или один из детей для своих братьев и сестер), проводятся настольные домашние игры. Формируются микрогруппы из сиблингов для посещения театров, предусмотрены экскурсии, прогулки по городу Новосибирску, семейное посещение картинной галереи, музеев, кинотеатров.

 

В разделе «Право на брата» дети знакомятся с той частью Российского законодательства, в которой отражены особенности правовых и гражданских взаимоотношений сиблингов, например, вопросы наследования, жилищные вопросы и т.д. Также социальным педагогом осуществляется поиск родственников ребенка (братьев, сестер), которые не проживают в учреждении. Если это возможно, организуются встречи, поддерживаются отношения с выпускниками-сиблингами.

 

Разделы «Одна семья» и «Давай поговорим» представляет собой психологическое сопровождение кровных отношений братьев и сестер. Переживание детьми одной семьи одинаковой утраты, наличие схожей жизненной ситуации, возможность использовать поддержку братьев и сестер позволяет достигать более значимых результатов. С сиблинговой группой проводятся занятия (игры, упражнения) по развитию коммуникативных навыков, по уточнению, расширению словаря по темам «Семья», «Я и мой брат (моя сестра)»; по формированию и развитию грамматического строя речи на материале данных тем (моя сестра, она какая? – красивая, умная, ласковая, заботливая...Мой брат, какой он? – смелый, сильный, великодушный, ловкий...), развитию связной устной и письменной речи (умение вести диалог с братом, сестрой, составление описательных рассказов «Мой брат (сестра)», рассказов-перспектив «Когда мы вырастем...»). Большое внимание уделяется формированию и развитию пространственно-временных представлений и умению устанавливать причинно-следственные связи (что было раньше? Какая моя семья сейчас? Как мы будем жить, когда вырастем? и т.д.).

 

Основная цель раздела «Семейное творчество» – способствовать сплочению детей-сиблингов в творческой и досуговой деятельности, используя неформальную обстановку, эмоциональный подъем воспитанников, желание быть вместе и выполнять общую работу. Например, дети могут на заняти- ях изготавливать друг для друга небольшие подарки, сувени- ры, участвовать в обучении младших, то есть научить тому, что сами уже хорошо умеют. В конце года устраиваются веселые соревнования между командами, состоящими из сиблинговых групп. Очень важными являются занятия в кружке компьютерной грамотности: педагог помогает детям составить свое генеалогическое древо, научить хранить и обрабатывать фото- и видеоматериалы, составлять фотофильмы, готовить совместные презентации и т.д. В настоящее время все сиблинги включены в поиск сведений о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Это позволяет гордиться своими предками, раскрывает ресурсность их собственной семьи, повышает ответственность за ее позитивный опыт.

 

Раздел «Вместе навсегда» – это проверка готовности жить в новой семье вместе со своими братьями и сестрами. Продемонстрировать такую готовность можно в так называемом тренировочном модуле, который представляет собой отдельную квартиру. Этот модуль расположен в самом Центре, только имеет отдельный вход и территориально располагается в блоке Школы принимающих родителей и служб сопровождения. Сиблинги теперь уже одной только семьи заезжают в такой модуль на две недели. Они сами определяют, чем будут заниматься в вечерние часы, как организовывать отношения, как выстраивать обязанности, какое меню выбрать на каждый день. Каждый вечер проводится рефлексия сиблинговых отношений.

 

Кандидаты в приемные родители, которые проходят под- готовку в стенах учреждения, где живут дети, приглашаются на отдельные занятия по программе. Они рассказывают детям о своих семьях, принимают участие в организации игр и упражнений, помогают детям научиться заботиться не только о младших, но и о взрослых членах семьи. Некоторые из них могут стать волонтерами, помогающие специалистам Центра организовать самостоятельное проживание братьев и сестер в квартире-модуле.

 

Реализация программы «Развитие родственных связей сиблингов в условиях содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая осуществляется под руководством ее автора Ю.А. Мелешкиной, уже дает свои результаты. Совсем недавно в семью, родители которой проходили обучение в нашей школе приемных родителей, ушли пятнадцатилетний брат и семилетняя сестра. Еще несколько семей устанавливают отношения и готовятся к совместной жизни в единой семье. Все это стало возможным при условии тщательно организованной комплексной работы с детьми и их будущими родителями при целенаправленной командной работе всех специалистов Центра. 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика