Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Дополнительное образование как средство продвижения особого ребенка раннего возраста в приемную семью

Автор - К.М.Лидовская, воспитатель, ГКУ Специализированный дом ребенка № 9, Москва. Источник Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г.  

 

В начале этой небольшой статьи хотелось бы представить то учреждение, в котором я работаю. Наш специализированный дом ребенка был открыт более 30 лет назад и предназначен для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы работаем с самыми маленькими – детьми от рождения до 4 лет. Основной контингент наших воспитанников – это дети, имеющие различные проблемы в развитии: от наиболее легких (таких как задержка психического развития) до тяжелых генетических патологий. К сожалению, с каждым годом увеличивается число поступающих к нам детей, имеющих особые педагогические потребности.

  

За все время существования нашего дома многие дети обрели новую семью в нашей стране или за ее пределами. При этом раньше мы старались в первую очередь устроить наибо- лее сохранных детей, а дети наиболее проблемные обретали родителей довольно редко. Сейчас ситуация изменилась и мы стараемся работать так, чтобы каждый ребенок, воспитывающийся у нас, мог вернуться в кровную семью или найти приемных родителей.

 

Каждому нашему маленькому воспитаннику служит большая команда специалистов в разных областях. Дети получают медицинскую помощь: обследования и лечение, физиотерапия, массаж и лечебная гимнастика. Растят, обучают и развивают детей воспитатели, логопеды, психолог. У нас открыта лекотека, работают специалисты дополнительного образования. Мы стараемся сделать все, чтобы наши воспитанники, лишенные семьи, получили равные с обычными детьми шансы в дальнейшей жизни. И наша ответственность тем больше, чем младше наши дети, ведь всем известно насколько важно именно с самого раннего детства начинать обучение и воспитание малышей, имеющих проблемы в развитии. И также известно, что именно маленькие дети имеют больше шансов обрести достойных родителей.

 

Медицинские сестры по массажу в прямом смысле ставят детей на ноги: учат ходить детей, имеющих различные патологии развития, поднимают самых, казалось бы, безнадежных. Эта работа осуществляется с использованием тренажера Гросса, костюма «Адели», средствами лечебной гимнастики и массажа. Основное и главное, на что направлено внимание наших воспитателей, – это формирование у детей культурноги-гиенических навыков и навыков самообслуживания. Это важно не только для тех детей, которые по состоянию здоровья и уровню нервно-психического развития имеют больше шансов быть усыновленными или взятыми на опеку, но и для тех, кто свое дальнейшее воспитание будет получать в интернате. Кроме того, с детьми проводятся и различные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, музыке, физкультуре. Таким образом, наши дети получают такое же всестороннее развитие, как и «нормальные» дети.

 

Вот в такое учреждение я пришла работать 12 лет назад, имея квалификацию воспитателя детей раннего и дошкольно- го возраста, и стала работать педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности. Работать было сложно, так как чувствовалась большая разница между детьми из детского сада и моими маленькими учениками. Изобразительная деятельность, в которую входят традиционные «садовские» рисование, лепка и аппликация, предполагает наличие у детей определенного жизненного опыта и уровня сформированности представлений об окружающем. У наших воспитанников жизненный опыт довольно ограничен, так как дети мало где бывают и мало чего видят. Поэтому я как педагог ограничена в выборе тем для занятий. Другая проблема состояла в отсутствии подходящей методической литературы. Все наши дети так или иначе имеют отставание в своем развитии, поэтому их психологический возраст может сильно отличаться от паспортного и, например, с ребенком четырех лет нужно проводить занятия, как если бы ему был год от роду. Однако все это оказалось решаемым, темы и кое-какая литература нашлись, и начались регулярные занятия с детьми. На этом этапе развития мои контакты с усыновителями заключались только в том, что они иногда просили детские работы, чтобы взять их с собой на память.

 

Однажды на выставке детского творчества в московском Дарвиновском музее мне удалось познакомиться с опытом работы по методике «Художники в памперсах» (Гмошинская М. В., Воробьёва И. Н. Творчество с младенчества, или «Художники в памперсах»: Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности. – М.: «ГЕНЖЕР», 2007). Эта методика была разработана кандидатом медицинских наук М. В. Гмошинской для обучения рисованию детей с 6-и месяцев до 2-х лет. Возраст детей нам подходил, и мы решили освоить эту методику и применять ее в нашей практике. Суть методики заключается в создании ситуации общения между ребенком и значимым взрослым на основе совместной деятельности – рисования. Предложить ребенку краски не сложно, тем более что с наличием материалов для творчества в сиротском учреждении проблем не бывает, всегда находятся добрые люди, приносящие разные ценные подарки в виде карандашей, красок и прочего. Сложнее с созданием ситуации общения, тут многое зависит от заинтересованности самого взрослого в рисовании как творческой деятельности. У меня как у специалиста с дипломом, этот интерес, конечно, имелся. Мы с детьми рисовали пальчиковыми красками, гуашью или фломастерами – это самые понятные и доступные в использовании материалы для самых маленьких. Мы наблюдали, как смешиваются между собой разные краски и получаются разные цвета и оттенки, чертили разные линии, учились пра- вильно держать фломастер и пользоваться гуашью. Я старалась всегда хвалить детей за их старание на занятии, чтобы детям было радостно рисовать. Для более старших воспитанников я подбирала задания посложнее, учила детей создавать аппликации, лепить из пластилина.

 

Постепенно к занятиям непосредственно изобразительностью добавились задачи по сенсорному развитию. Это потребовало включения в план занятия специальных дидактических игр и упражнений.

 

Позже нами была внедрена в работу программа «Маленькие ступеньки» [Питерси М., Трилор Р., Кернс С., Ютер Д., Бра Э. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 5: Навыки тонкой моторики. /Пер. с английского/. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001]. Я составила индивидуальные планы по разделу «Мелкая моторика» для развития каждого ребен- ка, посещающего мои занятия. И теперь по этой программе я строю всю свою работу, не забывая также и о «Художниках в памперсах».

 

В своих занятиях по изобразительной деятельности и развитию мелкой моторики детей самого раннего возраста я вижу очень хороший ресурс для продвижения ребенка в приемную семью. Попробую объяснить, почему я так считаю.

 

Изобразительная деятельность доступна детям практически любого возраста, исключение составляют лишь самые-самые маленькие. С 6-ти месяцев важным в жизни ребенка становится эмоциональное общение со взрослым, и поэтому краски могут стать основой для такого общения в совместной деятельности. Присутствие родителей или усыновителей на таком занятии с ребенком может помочь в установлении пер- вых контактов и доставит радость как взрослым, так и детям. От взрослых при этом не требуется особых профессиональных художественных навыков, а только эмоционально-положительный отклик на действия ребенка. С детьми постарше будущие родители могут сделать более сложную поделку, вылепить или нарисовать что-либо. Дети с удовольствием наблюдают, как рисуют для них взрослые, повторяют за ними приемы рисования, а темы для картин берут прямо из жизни. Например, летом все занятия с детьми мы проводим на территории дома ребенка, чтобы дети могли учиться и дышать свежим воздухом. На одной из веранд имелся мольберт с листами бумаги и фломастерами, и дети с мамой одной из наших воспитанниц рисовали на нем различных насекомых, которых заметили на прогулке. Весело было всем, а мы надеемся, что эта девочка все же вернется в кровную семью.

 

Эти летние занятия навели меня на мысль, что и нам, педагогам, полезно иногда работать вместе с родителями или усыновителями. Эти люди общаются с детьми свободно и просто, немногие из них получили педагогическое образование. А мы, педагоги со стажем, имеем большой опыт работы и успели обзавестись некоторыми своими штампами, которые используем для наших воспитанников. Нам иногда необходима некая «свежая струя» для обновления педагогической деятельности. А дети на таких занятиях и прогулках получают положительный опыт общения со взрослыми, который воспитанники сиротских учреждений имеют не в таких больших количествах, как того хотелось бы.

 

Дополнительные занятия по изобразительной деятельности и развитию мелкой моторики в специально организо- ванном для этого помещении мы стараемся проводить для практически всех наших воспитанников. Это значит, что занимаются как физически здоровые дети, имеющие недостатки интеллектуального развития (например, дети с синдромом Дауна), так и дети с ДЦП или другими тяжелыми патологиями конечностей (артрогрипоз, отсутствие или недоразвитие конечности и т. д.). Для этих детей важно не только составить особую программу обучения, но также важно, что и сам ребенок по-своему приспосабливается к выполнению определенных действий. Дети, имеющие проблемы в физическом развитии, но с сохранным интеллектом, стараются делать все, что могут, самостоятельно, хотят овладеть тем же, что умеют их «здоровые» сверстники в их группе, и достигают в этом больших успехов. И с радостью могут эти свои успехи продемонс- трировать. Конечно, можно показать и снятое на видеокамеру занятие, но это не заменит живого общения с ребенком. Например, усыновители увидят, с каким усердием ребенок без рук будет пересыпать пшено из одной миски в другую, держа ложку во рту, или же, держа в зубах кисточку, нарисует им картинку. Нужно будет только поддерживать эти стремления ребенка в дальнейшей жизни в семье.

 

Так как занятия проходят в особом помещении – классе развития мелкой моторики, дети привыкают к определенным правилам поведения на занятии. Например, перед рисованием нужно надеть фартук, а после вымыть руки. Рисуем мы обычно за столом, а игры и упражнения по развитию мелкой мотори- ки и сенсорной сферы проходят на ковре, поэтому нужно выйти из-за стола, аккуратно задвинуть стульчик и идти играть. Усыновители и родители видят ребенка в ситуации занятия, что позволяет продемонстрировать актуальный уровень развития навыков изобразительной деятельности и мелкой моторики. В классе есть все необходимое и для творчества, и для игры, поэтому заинтересованные родители сразу получают информацию о том, какие игрушки и пособия подойдут их ребенку, какими красками лучше с ребенком рисовать. Также они могут получить и некоторые ориентиры для последующего творческого развития ребенка, познакомившись с той программой, по которой мы составляем индивидуальный план обучения.

 

В доме ребенка мы только начинаем обучать детей творческим навыкам и хотим, чтобы наша работа была продолжена и в семье. Если знакомить ребенка с разными видами творчества, которые становятся ему доступны при достижении определенного уровня развития, то, может быть, позже это станет видом творческого досуга и предотвратит появление девиантного поведения. Ребенок научится адекватным способам самовыражения.

 

Детские работы мы стараемся сохранять, но больших возможностей у нас для этого нет. Уже несколько лет подряд наши художники участвуют в фестивале детского творчества «Шедевры крошек, или Крошечные шедевры», который проводит московский центр творческого досуга «Аструм», получая за это красочные дипломы. По просьбе усыновителей мы можем по- дарить им рисунки ребенка и диплом, если он есть.

  

Кандидаты в опекуны и усыновители не обязаны обращаться за консультацией к педагогам дополнительного образования в то время, когда они навещают своего ребенка, поэтому такие беседы в моей практике достаточно редки. Возможно, это связано с недостаточной «рекламой» нашего класса развития мелкой моторики, а может быть, будущие родители сами не очень творческие люди и не имеют намерения развивать способности ребенка в этом направлении в дальнейшем. Однако в моей практике встречались случаи, когда усыновители имели серьезное художественное образование и потому с особой радостью рисовали с детьми на занятии в нашей изостудии, планируя организовать обучение своего ребенка в семье. Хочется надеяться, что с уходом в семью дети не только не перестанут рисовать, но и обретут для этого более широкие возможности в виде посещения кружков и просто свободной самостоятельной деятельности дома. А моя работа тоже будет развиваться, несмотря на грядущую реорганизацию нашего дома ребенка.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика