Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Природа синдрома эмоционального выгорания и его самодиагностика

Автор - В.Э.Мнацаканян, психолог, психотерапевт, Центр комплексного сопровождения семьи «Про-мама», Москва. ИсточникПриемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2016 г.

 

«Мы мало что знаем про эмоции,

но определенно начали понимать

про эмоциональное выгорание».

Неизвестный мыслитель.

 

Более семи лет я изучаю природу синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), феномена, сходного по своим симптомам с психическими расстройствами, но возникающего у совершенно здоровых людей, работающих в сфере помощи человеку. Прочитала много книг и статей на эту тему. Последние годы веду тренинги профилактики эмоционального выгорания «За ресурсами!».

 

Заниматься СЭВ я стала после того, как, проработав в сфере помощи детям и принимающим семьям более 10 лет, я выгорела, совершенно того не подозревая. Почему не подозревая? Потому что это была моя любимая работа, много лет я вкладывала в нее «душу и сердце», считала себя хорошим специалистом, меня уважали и ценили, я отвечала взаимностью.

 

Так как же это произошло? Сейчас, оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что могла бы предотвратить «выгорание», если бы была предупреждена и знала следующее:

 

1. СЭВ – это защитная функция нашей психики, которая «позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы» [1];

 

2. У СЭВ есть фазы и признаки, и всегда можно провести самодиагностику;

 

3. СЭВ возникает вследствие нарушения естественных природных балансов;

 

4. Специалисту, работающему в сфере помощи другим людям, необходимо учиться быть не «вовлеченным» в мысли, чувства и эмоции клиента, а «включенным» в «профессиональный контакт»;

 

5. Специалисту необходимо знать и пользоваться правилами «профессионального контакта».

 

СЭВ – защитная функция

 

От чего она защищает? От перенасыщения чужими эмоциями, которыми так полна жизнь специалиста в сфере помощи другим людям.

 

Клиенты приходят и приносят свои чувства и эмоции, часто тяжелые, и если неправильно с ними обходиться, то они становятся чувствами и эмоциями специалистов. В результате специалисты, уходя домой, уносят с собой чувства и эмоции клиентов и не только «в голове», а на уровне тела. Этот тезис подтверждают несколько лет назад открытые «зеркальные нейроны» [2], и давно известное в среде телесно-ориентированных психологов явление под названием «телесный резонанс» [3], который возникает вследствие эмпатического присоединения к клиенту. В результате на телесном уровне специалиста остается то, с чем клиент пришел.

 

Как с этим быть?

 

Прежде всего диагностировать себя на наличие СЭВ, и это можно сделать самому.

 

Фазы СЭВ и их признаки [4]

 

Здесь важно знать, что есть фазы, предшествующие СЭВ, и каждой фазе соответствует определенный признак – гром- кий сигнал вашей психики.

 

Всего в разных подходах насчитывают от 3 до 14 фаз.

 

Я предпочитаю выделять 5, их легко диагностировать самому у себя:

 

1 фаза: Полет. Вы только что пришли или недавно работаете в сфере помощи другим людям. В теле легкость, много энергии, возбуждение (иногда хочется подпрыгивать, руки поднимаются вверх сами собой, беспричинная улыбка возникает на лице и т.д.). Вы счастливы. Вы делаете то, что так важно для Вас и других. Вы летите на работу, где Вас ждут те, кому Вы так нужны. Вам есть, что отдать другим. Вы не ждете благодарности. Потому что вся Ваша жизнь – музыка. Вы получаете удовольствие, и жизнь прекрасна!

 

2 фаза: Жужжание назойливой мухи. Все прекрасно! Вам по-прежнему нравится ваша работа, вы считаете, что это то, что вам нужно, ваше место на земле. В теле много энергии, но иногда чувствуется какой-то дискомфорт, тяжесть или небольшая усталость, или еще что-то. Вы так же спешите на работу, так же внимательны и профессиональны. Творчески подходите к исполнению своих обязанностей. Но иногда что-то, как назойливая муха, начинает жужжать рядом с Вами, нашептывая: что-то не так. То ли «подустала»? Кыш! Улетела. То ли вкладываетесь, а отдачи нет? Кыш! Улетела. Не можете понять, что не так, да особо об этом и не задумываетесь, так, иногда. Кыш!

 

И вот здесь бы остановится, задуматься, сделать паузу! Но ведь это всего только «назойливая муха», которую можно отогнать.

 

3 фаза: Все зря, я плохой работник. Или «Эмоциональное истощение». Эта фаза проявляется внутри человека и направлена против него самого. Опять все нормально, рабо- та кипит, но особо не радует. В теле – дрожание, близко слезы. Следуя телесно-ориентированной традиции, понимаешь, что тело само хочет сбросить или выплакать напряжение. Ведь именно эта стадия, по В.В. Бойко, называется напряжение психологических защит личности. Т.е. начинает срабатывать тот самый защитный механизм психики, не позволяющий высокой эмоциональной насыщенности вашего профессионального общения разрушить Вас.

 

«Приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода. Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты, прежде дремавшие внутри, и иногда подкрадывается состояние депрессии» [5].

 

4 фаза: Бесилово, все виноваты. Проявляется вовне. Эту фазу Вы узнаете легко. Люди начинают Вас раздражать, Вы злитесь на коллег, клиентов и посетителей. В теле много энер- гии, но она как бы сжата. Вы похожи на бомбу, готовую разорваться в любую минуту. И взрываетесь. Иногда на работе, но чаще дома. Крик, слезы и даже истерики. По Бойко, это – резистенция, сопротивление психологических защит. В этой фазе Ваши психические возможности исчерпаны. Тревога! Не- обходимо что-то менять.

 

«В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, – и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее»[6].

 

5 фаза: Холод. Пустота. Автомат. Редукция профессиональных достижений. И утрата здоровья. Полное истощение. В теле вата. В жизни – вата. И, что самое печальное, человек не понимает, что с ним произошло, зато очень хорошо это понимают и чувствуют те, кто находится рядом – коллега изменился, и не в лучшую сторону – холод, пустота, автомат.

 

«По привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. В этой фазе ресурсы психи- ки полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п. И, что самое печальное, если на первом этапе возможна рефлексия, то на последних человек сам не понимает, что с ним произошло» [7].

 

В свое время я оказалась между 4 и 5 фазой – болела по месяцу, было несколько аварий подряд, истерики и слезы были моими лучшими товарищами.

 

А Вы определили свою фазу? Узнали себя?

 

В этой простой диагностике могут быть разные временные рамки. И кто-то выгорает за год, а кому-то и 10 лет нормально. Это зависит от многого, например:

– у каждого человека свой темп;

– разные типы нервной системы;

– многое зависит от специфики работы, от того, насколько сложен контингент клиентов, есть ли позитивные новости;

– некоторые специалисты «проскакивают» 3 или 4 фазу, это зависит от их структуры характера, формирующей локус контроль – кому-то проще все время обвинять себя, а кому-то - других;

– есть «крепкие орешки», которые могут из 1 фазы «нырнуть» в 5.

 

А теперь поговорим о причинах эмоционального выгорания.

 

На мой взгляд, основных причины три:

 

Нарушение балансов.

 

Баланс – это состояние равновесия, естественный закон, при котором сколько получено, столько и должно быть отдано. О балансе много говорит Берт Хеллингер в «Порядках любви». Этот закон очевиден, когда мы дышим: сколько вдохнул – столько выдохнул. Нужное (кислород) усвоил, ненужное (углекислый газ) – выдохнул. В питании закон баланса тоже явен: переел – поправился; недоел витаминов – проблемы со здоровьем; съел вредное – отравился.

 

Можно продолжать список, но сейчас мы понимаем про то, что происходит в сфере помощи другим людям. Мы, помогающие специалисты, готовы по первому зову бежать помогать другим, совершенно забывая про себя, про свои потребности и желания. Так уже мы организованны. Но за этим следует нарушение, как минимум, двух видов баланса:

 

баланс между давать и брать (отдаем тем, кто нуждается, не дополучая сами, иногда это бывает следствием отсут-ствия положительного результата от работы, либо отсроченного результата);

 

баланс между временем для себя и временем для других (в силу грандиозности взятой на себя ответственности за других людей, не остается времени и места для себя).

 

Что делать?

 

Помните, между фазой «Полет» и «Все зря» жужжала муха?

 

Мои рекомендации остановиться в этом месте (2-я фаза), задуматься, и взять паузу для себя. И здесь Вам важно понять, каким образом Вы будете восстанавливать балансы.

 

Баланс между давать и брать. Вы много отдаете клиенту и не получаете отдачи? Но есть что-то, что Вы можете взять в других местах. Есть три вида контакта: «контакт с миром», «контакт с собой», «профессиональный контакт». Мы не ограничены только одним видом, полнота жизни заключается в многообразии. И, возможно, есть такие места и люди, где Вам будет приятно и удобно, где Вы получите что-то ценное для себя, будь это музыка или прогулка возле реки, или все, что Вас наполнит и порадует. А возможно, это – глубинный контакт с собой, ведь именно там, в глубине Вашего сердца, которое стучит в вашем теле, есть место отдыха, удовольствия и радости.

 

Баланс между временем для себя и временем для других. Казалось бы, все очевидно. Приходя с работы, оставьте мысли о клиентах и их проблемах за порогом. Но вот тут-то и начинается самое интересное. И я уже писала об этом – мысли никуда не деваются, в теле возбуждение, прежде не свойственное вам, а скорее принадлежащее Вашим клиентам. И всему виной «зеркальные нейроны» и «телесный резонанс»!

 

Вовлеченность.

 

Необходимо учиться быть не «вовлеченным» в мысли, чувства и эмоции клиента, а «включенным» в «профессиональный контакт».

 

Одна из основных причин СЭВ скрывается внутри самой профессии. Специалист, оказывающий помощь клиенту, сам является инструментом помощи, когда он проявляет эмпатию, т.е. сопереживает клиенту. Нас учат, что эмпатия дает другому человеку ощущение базового доверия. А где есть доверие – есть изменения и достигается цель нашей работы. И я с этим согласна.

 

Когда специалист вполне осознанно присоединяется к своему клиенту по языку тела (дыханию, мимике, позе, голосу), он может сознательно отсоединиться после завершения работы. И это я называю «включенность». А когда специалист делает это бессознательно, сочувствуя и сопереживая своему клиенту, он «вовлекается» в мысли, чувства и эмоции клиента. И, проживая сам сильные негативные чувства клиента, прибавляет в мир количество отрицательных эмоций, как бы удваивая, а то и утраивая переживания клиента и, в конечном счете, разрушается сам.

  

Надо знать правила вступления, нахождения и выхода из «профессионального контакта».

 

Не найдя развернутого определения слова «контакт» в одном словаре, я стала собирать значения этого слова в разных словарях[8], и в результате получилось следующее:

 

Контакт – это соприкосновение и взаимодействие, в результате которого возникает взаимопонимание. Возникает энергия и движение. При контакте и соединении возникает какое-то новое качество. При контакте происходит изменение обоих элементов. Контакт целителен сам по себе и незаменим в работе. Контакт может быть инфекционным.

 

Из этого определения следует, что любой контакт, в том числе и профессиональный, может заразить. Следовательно, нужно соблюдать правила техники безопасности. В нашей сфере – это уметь входить в контакт с клиентами, находиться в контакте, уметь отсоединяться от клиента после того, как контакт завершен.

Правила или техники безопасности я собираю в течение многих лет, черпая их из разных психологических школ и направлений. На сегодня найдено более 30. Эти техники просты, им можно и нужно учиться. И возможно, именно они станут главными героями моей следующей статьи.

 

Сегодня я остановлю ваше внимание только на одной технике, которая напрямую связана с нашей профессией, и приведу небольшой отрывок из статьи в журнале «В мире науки»[9]:

 

«Недавно Таня Зингер (Tania Singer) и Ольга Климецки (Olga Klimecki) из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества им.Макса Планка вместе с Матье Рикаром попытались выявить различия между обычной эмпатией и состраданием у медитирующего. Они разделили около 60 добровольцев на две группы. У участников первой группы медитация была связана с любовью и состраданием, в другой группе развивали чувство эмпатии к окружающим. Как показали предварительные результаты, неделя медитации, основанной на любящей доброте и сострадании, привела к тому, что участники, хоть и не имевшие ранее опыта, испытывали больше доброжелательных чувств во время просмотра видеозаписи со страдающими людьми. Участники из другой группы, которые в течение недели только тренировались в эмпатии, переживали те же эмоции, что и страдающие люди на видео. Эти эмоции вызывали негативные чувства и мысли, и участники из этой группы испытывали сильный стресс.

 

Выявив такие разрушительные последствия, Зингер и Климецки провели со второй группой занятия медитацией сострадания. Оказалось, что дополнительные занятия снизили негативные последствия тренировки эмпатии: количество отрицательных эмоций снизилось, а доброжелательных – возросло. Это сопровождалось соответствующими изменениями в областях мозга, связанных с сочувствием, положительными эмоциями и материнской любовью, в том числе в орбитофронтальной коре, вентральном стриатуме и передней цингулярной коре. Кроме того, исследователи показали, что тренировка сострадания в течение недели усиливала просоциальное поведение в компьютерной игре, специально разработанной для оценки желания помочь окружающим».

 

В этой статье, на мой взгляд, проводится разграничение между «вовлеченностью» специалиста в чужие эмоции (эмпатическое присоединение) и «включенностью» без присоединения (медитативное сострадание).

 

Это и многое другое я использую, когда разрабатываю и провожу тренинги профилактики эмоционального выгорания «За ресурсами!».

 

В настоящее время курс оказался жизненно необходим для того, чтобы специалисты помогающих профессий уделили время себе, рассмотрели с разных сторон свои возможности, ограничения. Лучше узнавали себя. Спектр своих желаний и потребностей. Откуда. Как. Почему. Что с этим делать, для того, чтобы не разрушаться, и, в то же время, чувствовать себя реализованным и быть радостным в том месте, где мы находимся.

 

Литература:

1. В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания личности» http://world-psychology.ru/.

2. Зеркальные нейроны – клетки головного мозга, которые образуют нейробиологические зеркальные системы отображения. Вследствие их деятельности, каждый человек непроизвольно имитирует, «отзеркаливает» поведение и эмоции других людей (всех, кто попадает в поле зрения, и всех, кого он слышит, если может понять, какие действия стоят за этим звуком). Таким образом, благодаря способности к имитации, человек учится – каждое увиденное движение (двигательное или словесное), каждая схваченная чужая эмоция «записана» в мозге как отдельная программа, и воспроизводится сразу или может быть воспроизведена в будущем.

3. Соматический (телесный) резонанс. Осознанное или неосознанное присоединение к собеседнику, к его словам, чувствам, на уровне микро-проявлений тела, в результате которого мы начинаем чувствовать те же чувства, что и собеседник. И чем сильнее чувства, тем ярче телесные проявления, тем сильнее (и неосознанное) телесное присоединение.

4. С 3 по 5 фазы даны на основании разработок В.В.Бойко, соответственно фазам признаки даны на основании разработок К. Маслач.

5. Далее в кавычках выделены цитаты из книги В.В. Бойко «Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении». – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

6. Там же.

7. Там же.

8. Большой энциклопедический словарь (Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941); Толковый словарь Ушакова; Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия; Психологическая энциклопедия.

9. Журнал «В мире науки», статья «Нейробиология медитации». Источник: http://jurnali-online.ru/nauka-i-tehnika/v-mire- nauki-1-yanvar-2015.html

 

А также:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

2. Бойко В.В. «Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении». – СПб.: Питер, 1999.

3. Иоахим Бауэр. «Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов»: Вернера Регена; Санкт-Петербург; 2009

4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Источник: http:/ www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6.

5. Хеллингер Б.. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001. 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика