Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Новости

Коррекционно-развивающая программа для подростков «Мой успех создаю сам»

Программа разработана и опробована психологами Л.В. Байрамовой, М.В. Фещенко в Ресурсном центре помощи приемным семьям с особыми детьми в январе-мае 2013 г.

 

1.    Описание проблем, которые решает программа

 

Подростковый возраст - это период, протекание которого во многом предопределяет весь дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, жизненных целях и ценностях. Взрослеющий человек активно ищет свое место под солнцем, на качественно новом уровне познает как физический мир, так и мир человеческих взаимоотношений. От того, насколько благополучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека.

 

В подростковом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством «трудных детей». Даже совершенно здоровых подростков из обычных семей характеризует предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость и неадекватность реакций.

 

Трудности этого возраста связаны также и с половым созреванием. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма может возникнуть чувство тревоги, повышается возбудимость, депрессия, многие подростки порой чувствуют себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. Переживания   подростка также могут быть обусловлены тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников.

 

Наша программа адресована детям из приемных семей, имеющим в своем багаже наряду с обычными подростковыми проблемами и трудностями,   травмы и дефициты предыдущих возрастных периодов.

 

Программа рассчитана на приемных детей-подростков 12-14 лет, находящихся в семьях непродолжительное время - от года до 3 лет. Каждый  из них большую часть времени провел в детских учреждениях или асоциальной семье. Эти дети имеют в своем прошлом потери, разлуки с кровными родственниками, депривацию, травмы и нарушения привязанности, жестокое обращение и насилие. В опыте этих детей есть смерть приемных и кровных родителей, частая смена школ, школьная неуспешность, трудности понимания в приемной семье и вне семьи, сильная потребность в общении и отсутствие возможности ее как-то реализовать, неравномерность развития: физического, эмоционального и  интеллектуального. Они посещают разные школы: есть ученики обычных  массовых школ и частных, коррекционных и вальдорфской педагогики. Многие  посещают классы, где остальные ученики младше их по возрасту, но по многим параметрам их обгоняют. У  них проблемы в обучении и пробелы в знаниях, в поведении - неусидчивость, низкая стрессоустойчивость, пассивность, повышенная тревожность и страхи, соматические заболевания,  реальные и неподтвержденные диагнозы… Неуспешность в школе у них может сочетаться с трудностями в общении и проблемами в приемной семье. Подросток по своим возрастным задачам должен отделяться от семьи, сепарировать, а он только привыкает быть в этой семье, быть братом и сыном, делает это неуклюже и сильно переживает, порой не осознавая того, что он делает не так…

 

Приемные дети испытывают трудности в понимании и выражении своих и чужих эмоций, не могут понять  и выразить словами то, что чувствуют. Они  не понимают чувств и переживаний окружающих их людей, потому что большую часть своей жизни им пришлось учиться не чувствовать, замораживать свои ощущения и переживания, чтобы выжить, они научились не замечать своей высокой температуры и боли, потому что все равно было некому пожаловаться и защитить.

 

Чтобы выжить, эти дети научились защищать сами себя, нападая на другого, так как усвоили, что выживает сильнейший. Поэтому есть две ведущие модели поведения в конфликтах: напасть или замереть, убежать в лучшем случае, чтобы избежать конфликта. Поэтому дети склонны демонстрировать агрессивное или пассивное поведение. Любая новая ситуация или малейшая проблема вызывает у них сильные и долгие переживания, защитный ступор и не остается сил, как-то решать проблему, что-то с этим делать.

 

Исходя из вышеназванных особенностей приемных подростков, нами была разработана данная программа.

 

Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления  является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть нашей программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить и достигать цели, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с честью выходить из конфликтов. Эти качества развиваются на протяжении всей жизни, однако в наибольшей степени на их формирование влияет тот опыт, который накоплен в подростковом возрасте. Наряду с этим большое значение имеют развитие саморегуляции и стрессоустойчивости,  владение своим телом и принятие своего физического «Я». Занятия с подростками проводились в групповой форме, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является общение.

 

2. Цель  программы - психолого-педагогическое сопровождение подростков на этапе адаптации в семье и проживания подросткового кризиса.

 

Задачи программы:

  • создание безопасной и доверительной атмосферы группы
  • развитие навыков уверенного поведения;
  • развитие навыков конструктивного общения;
  • создание ситуации успешности.
  • развитие сензитивности (чувствительности) в понимании себя и других;
  • обучение саморегуляции и самоконтролю;
  • обучение техникам снятия физического и эмоционального напряжения;
  • развитие позитивного мышления;
  • развитие самосознания и рефлексии.

 

3. Особенности целевой группы

 

Особенности приемных подростков:


1. Подросток решает как одну из возрастных задач психологическое отделение от взрослого, прежде всего от матери, а в дальнейшем от семьи.

 

Соответственно, у приемных детей перед  тем, как они смогут успешно отделиться, должен быть период тесного контакта с матерью, который хоть в какой-то мере восполнит потребность в материнской любви и привязанности.

 

У приемных подростков из-за этого возникает противоречие – нереализованная потребность в материнской любви диктует детские способы поведения, а задачи и потребности подросткового возраста толкают к отделению от матери. Поэтому поведение приемного подростка бывает очень противоречивым.

 

2. Определение своего места, роли в группе сверстников – для этого важны:

  • модели отношений, которые есть у подростка, наличие нескольких мест, где эти роли могут быть разными в зависимости от параметров и характеристик, которые там ценятся.
  • Важно, чтобы у подростка была зона успешности (и место, где он успешен) и зона принятия и безопасности (место, где его принимают и любят, в идеале таким местом является семья).
  • Представление о своих сильных и слабых сторонах.

 

3. У большинства приемных подростков – наличие негативного жизненного опыта.  У  подростка, в прошлом которого есть жизнь в учреждении,  так или иначе есть модель отношений, в которых главными параметрами могут быть физическая сила, хитрость и изворотливость, умение получить выгоду, даже за счет другого и т.д.

 

4. Пока идет период адаптации, семья не является безопасным местом, где подросток получает принятие и безусловную любовь, где он может черпать ресурс для взаимодействия с не всегда дружественным внешним миром.

 

5. Проверка границ – при этом нет уверенности, что эти границы действительно прочные, а если ребенок в семье недавно, он может не успеть узнать и усвоить границы этой семьи.

 

Характеристика подросткового возраста, что происходит

Противоречие, трудности

Психологическое отделение от матери

Был нарушен период тесного близкого общения, привязанности, зависимости от матери, поэтому остались неудовлетворенные потребности, это препятствует психологическому отделению.

Поиск референтной группы сверстников, их авторитет больше авторитета взрослого

Велика потребность в общении со взрослым, это может продолжать быть важнее, чем общение со сверстниками.

Определение своей роли в группе сверстников

(для этого важны модели отношений, которые есть у подростка, наличие нескольких мест, где эти роли могут быть разными в зависимости от параметров и характеристик, которые там ценятся; важно, чтобы у подростка была зона успешности (и место, где он успешен) и зона принятия и безопасности (место, где его принимают и любят, в идеале семья таким местом является),
представление о своих сильных и слабых сторонах)

 

Наличие негативного жизненного опыта и негативных моделей отношений (это будет транслироваться при выстраивании отношений и распределении ролей в новой группе).

 

Семья могла еще не стать местом принятия и безопасности.

 

Плохо знают себя, трудности рефлексии.

Проверка границ дозволенного.

Проверка своих возможностей, в том числе физических, иногда с риском для здоровья и жизни.

Могут быть еще не усвоены нормы и рамки семьи, поэтому труднее осваивать и нормы других сообществ. Велика вероятность, что были усвоены и присвоены негативные нормы из прошлого опыта.

 

 

4.             Задачи подростковой группы

 

1.     Усвоение новых  конструктивных моделей отношений:

а) в группе,

б) межличностных.

 

Они должны быть социально приемлемыми и базируются на некотором наборе ценностей:

Уважительное отношение к каждому участнику группы:

- Понимание и принятие факта, что мы все разные и имеем право на свои особенности. Быть терпимым к тем особенностям, которые присущи данному человеку и могут казаться другим странными или смешными.

- Ценными, вызывающими уважение являются: умение что-то делать своими руками, знания, умение высказать свою мысль и выслушать другого, увлечения (например, спорт, музыка), необычные и редкие увлечения  (при этом не поддерживать авторитет силы или владения какими-то материальными вещами, как то телефон, компьютер и т.д.).

- Заданы некоторые культурно-этические нормы отношений и стиля общения (то, как обращаемся друг к другу, недопустимость оскорбительных оценочных суждений и др.).

 

Для этого создание и поддержание определенной атмосферы в группе. Это психологически безопасная среда для подростков, в которой они:

  • не боятся остальных участников и ведущего группы,
  • могут поделиться тем, что их беспокоит, выражать эмоции и чувства,
  • могут обращаться друг к другу, задавать вопросы напрямую, а не при  посредничестве взрослого.

 

2.     Индивидуальные изменения, новообразования. 

 

  • Приобретение умений и навыков – коммуникативных, психологических, в эмоционально-волевой сфере.
  • Получение новых знаний о себе, своих сильных и слабых сторонах. С одной стороны, принятие себя, с другой, информация о том, над чем нужно работать.
  • Навыки самопрезентации.
  • Умение распознавать и выражать свои эмоции и справляться с ними конструктивными способами. Умение понимать эмоции другого человека и адекватно на них реагировать.
  • Умение формулировать и выражать свою мысль, так чтобы это было понятно другим. Умение и стремление выслушать и понять мысль другого человека.
  • Умение понимать и выражать свои желания и потребности. При этом умение соотнести свои желания с групповым процессом.

 

Желательно, чтобы подростки впоследствии могли применять полученные информацию, умения, навыки в обычной жизни за рамками группы (таким образом, для ведущих появляется критерий, закрепились ли хоть на каком-то уровне полученные знания и умения).

 

5. Содержание программы. Чем обоснован выбор форм работы.

 

Знакомство участников, введение правил групповой работы и их соблюдение.

Развитие ответственности: приходить вовремя на занятие, звонить по возвращении домой.

Развитие сотрудничества,  обучение правилам эффективного общения.

Учимся оперативно действовать в ситуациях, связанных с непредсказуемыми изменениями, учимся справляться с негативными эмоциями.

Учимся акцентировать внимание на своих достоинствах и сильных сторонах.

Тренируем  умение произвольно регулировать свое состояние в различных ситуациях.

Развиваем умение оценивать свое настроение и самочувствие.

Тренируем умения, необходимые для конструктивного поведения в условиях неопределенности.

Учимся преодолевать стресс.

Тренируем навыки использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Учимся  различать уверенное, агрессивное и неуверенное поведение.

Знакомство с эмоциями и чувствами. Учимся различать  и показывать разные эмоции.

Знакомство со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.

Учимся использовать разные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Учимся отстаивать свои интересы, противостоять негативному влиянию.

Учимся ставить цели и достигать их.

 

Формы работы: групповые занятия.

 

Методы, которые использовались в работе с подростками:

  • игры-упражнения на развитие навыков уверенного поведения в разных ситуациях;
  • групповые обсуждения для осмысливания полученного опыта;
  • техники снятия физического и эмоционального напряжения;
  • методы арт- и телесно-ориентированной терапии;
  • техники переоценочного соконсультирования.

 

Игровые упражнения позволяют прожить и проиграть ситуации, которые могут произойти в реальной жизни. Упражнение как форма проживания дает возможность получить опыт и модели поведения,  которых нет в обычной жизни подростка. Это способ освоения новых ролей и приобретения нового опыта.

 

Групповые обсуждения помогают понять полученный опыт, осмыслить его, также дают возможность высказать свое мнение в группе и получить обратную связь.

 

В групповую работу включались также подвижные игры – разминки для снятия эмоционального напряжения, телесных зажимов, тревожности и стабилизации эмоционального состояния. Формы и методы подбирались с учетом психологического возраста, часть из них была рассчитана на более младший возраст.

 

Выбор методов зависел от уровня  актуального  состояния подростков. Часто для стабилизации эмоционального состояния были использованы упражнения на концентрацию внимания и техники релаксации. Техники расслабления использовать достаточно сложно, так как некоторые подростки даже не могут закрыть глаза из- за высокой тревожности.

 

У приемных подростков недостаточный словарный запас и трудности в выражении своего состояния словами, поэтому в работе широко использовались невербальные методы:

  • техники арт-терапии;
  • телесно-ориентированные техники;
  • выражение эмоционального состояния через движение, звук, ритм, образы природы.

 

В ходе каждого занятия на шеринге акцент ведущих делался на анализе того, что было хорошего, трудного на занятии с целью развития рефлексии. Это удавалось не всем, тогда просили сказать, что понравилось, запомнилось на занятии. Также акцентировалось внимание на том, что подросток может взять лично для себя с целью присвоения полученного опыта и интериоризации навыков.

 

6.             Апробация программы

 

Программа проходила апробацию с 29.01.13 по 27.05.13. Занятия проводились 1 раз в неделю, длительность занятия 1ч- 1ч 20 мин. Проведено 17 занятий.

Количество участников – 7 подростков из приемных семей, 1 девочка из кровной семьи.

Возраст детей – от 12 до 15 лет, 6 мальчиков и 2 девочки.

Время проживания в приемной семье – от полугода до 3 лет – у 6 детей, у одного мальчика – 9 лет. У 4 детей опыт проживания в интернатных учреждениях до приема в семью – от 7 до 13 лет, у 2 детей опыт проживания в асоциальных кровных семьях –6 и 11 лет, у одного ребенка – опыт потери (смерть) первых приемных родителей, у 2 детей опыт пребывания в коррекционных интернатах – 6 и 5 лет, у одного ребенка опыт пребывания в ДДИ – 9 лет.

 

7.    Результаты программы

 

Большинство подростков находятся в приемных семьях около двух лет. Отношения привязанности у них в стадии формирования. Посещение группы способствовало в том числе и развитию отношений в семье. Некоторые родители узнали в процессе групповой работы новое о своем ребенке, стали замечать и озвучивать положительное в поведении ребенка. 

 

У Д. в семье отмечают, что он стал больше говорить, анализировать свое поведение.

У Д.А. улучшилось взаимопонимание с членами семьи, увеличилась степень принятия  и понимания со стороны приемной мамы, в том числе и за счет получения обратной связи ведущих программы. С. стал больше понимать себя, ему стало легче выражать свои мысли, поблагодарил ведущих за работу и помощь ему, проявил  желание участвовать в такой группе в следующем году.

 

Участие в групповой работе повлияло на общение вне семьи и в школе. У подростков расширился или появился круг общения вне школы. Это повысило уверенность в себе и дало возможность освоить новые способы общения, новые модели поведения, дало возможность выйти за рамки стереотипного поведения, усвоенного в школе или учреждении.

 

Для старших подростков (14-15 лет) в группе была возможность быть в позиции старшего, а младшие (12 лет) получили опыт позитивного взаимодействия с более старшими ребятами. Подростки получили возможность освоить навыки позитивного общения с противоположным полом, что актуально для решения возрастных задач.

 

У подростков появился опыт выражения негативных чувств с помощью слов – чувств как к сверстникам, так и к взрослым ведущим.

 

Произошло повышение самооценки и статуса подростка за счет расширения круга интересов и увлечений, таких как психология и изучение иностранных языков (занятия английским и испанским языками входило в рамки программы – по желанию). Это способствовало расширению общекультурного контекста и появлению новых перспектив и позитивного образа будущего.

 

У подростков появилось место, где можно говорить о своих переживаниях, трудностях и успехах.

 

Каждый участник занятий получил опыт уважительного отношения к себе и своему мнению. Подростки учились слушать друг друга и не критиковать, принимать особенности друг друга. Более успешными в этом были старшие подростки – 14-15 летние.

 

Младшие подростки были более импульсивны, периодически демонстрировали поведение более младшего возраста:

  • использовали жесты вместо слов;
  • ориентировались на взрослого и проявляли зависимость от его мнения;
  • проявляли желание «быть хорошим».

 

Например,  в ситуации неуспеха резко возрастала потребность в эмоциональной поддержке взрослого у младших подростков, как у 5-6 летних детей.

 

У большинства подростков не прожиты основные возрастные кризисы трех и семи лет, поэтому в ситуации конфликта и стресса они демонстрировали модели поведения этих возрастов и тревожность, что в нашей группе проявлялось так:

  • избегание контакта, прерывание на полуслове;
  • физическая и вербальная агрессия;
  • принятие позы эмбриона;
  • стучали ногами,  теребили игрушку.

 

Подростки приобрели опыт дружеских отношений и взаимной симпатии с ровесниками. Они также получили опыт создания и соблюдения правил взаимодействия с другими людьми без физической и вербальной агрессии.

 

Проведено 17 занятий. Подростки познакомились с различными стратегиями решения конфликтных ситуаций, пробовали новые для себя способы решения, но усвоение новых моделей еще произошло не до конца. Это работа требует продолжительного времени и определенного уровня осознанности. Подростки получили возможность, проигрывая упражнения,  решать различные задачи в ситуации неопределенности, что поможет им справляться в повседневной жизни с возникающими стрессами. Участвуя в упражнениях, ребята осваивали новые формы поведения, такие, которые им несвойственны. Неуверенные учились быть уверенными, зажатые, пассивные пробовали быть настойчивыми и уверенными.

 

Опыт проведенных занятий показал, что этого времени недостаточно для стойкого изменения моделей поведения и формирования умения применять их в жизни. Важно продолжить эту работу в будущем. У более старших и осознанных подростков появились перспективы саморазвития. У многих участников вырос уровень понимания себя и появился интерес к саморазвитию.

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика