Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Предложения для профессионального сообщества по итогам работы Круглого стола «ВОЗВРАТ приемного ребенка из замещающей семьи: завершение и новое начало»

С программой Круглого стола «ВОЗВРАТ приемного ребенка из замещающей семьи: завершение и новое начало» вы можете ознакомиться в разделе "Архив мероприятий". 

Отзывы и впечатления участников круглого стола вы можете посмотреть в разделе "Актуальные события, мнения".

Тезисы выступлений и доклады на Круглом столе.

 

Специалисты, собравшиеся на Круглый стол, обозначили, что проблема вторичных отказов (возвратов приемных детей из замещающих семей снова в сиротские учреждения) в настоящий момент является очень актуальной, но малоизученной, практически отсутствуют программы профилактики возвратов, алгоритмы и методы сопровождения возврата психологами, педагогами и социальными работниками.

 

По итогам работы Круглого стола было разработано несколько предложений для профессионального сообщества.

 

  1. Необходимо провести изучение данного вопроса. В настоящий момент отсутствуют эмпирические исследования и, как следствие, отсутствует материал, на основании которого можно разрабатывать и совершенствовать методический инструментарий.

 

  1. В настоящий момент в работе специалистов практически отсутствует такой необходимый методический инструментарий, как протокол. Протокол предполагает описание необходимых действий в различных ситуациях семейного устройства. В частности, отсутствует протокол ведения вторичного отказа (возврата), протокол организации встречи приемного ребенка с его кровной семьей и ряд других важных протоколов. Считаем полезным их разработку и внедрение в практику.  

 

  1. Необходимо обеспечить непрерывность сопровождения ребенка и приемной семьи на пред- и поствозвратной стадии, предполагающую работу с семьей до юридически оформленного вторичного отказа, а так же после того, как приемный ребенок ее покидает. Непрерывность предполагает продолжение работы с ребенком, в ситуации, когда он попадает в новую семью или сиротское учреждение. Так же должна быть возможность у членов семьи, возвращающей ребенка, обратиться за соответствующей помощью и поддержкой, поскольку ситуация вторичного отказа травматична для всех ее участников. Важно, чтобы непрерывность сопровождения всех участников ситуации возврата была очевидна для сотрудников органов опеки, которые могут содействовать осуществлению такой работы на практике.

 

  1. В ситуации вторичного отказа зачастую не хватает наличия дополнительного ресурса – места, куда можно было бы поместить ребенка до окончательного прояснения ситуации (помимо детского сиротского учреждения). В качестве такого места может выступать: временная семья; детское учреждение временного содержания, основным приоритетом работы которого будет выстраивание и поддержание взаимоотношений ребенка с кровной и/или приемной семьями; временное ресурсное место краткосрочного пребывания как для ребенка (например, детский лагерь, реабилитационный центр), так и для семьи в целом. Было бы важно разработать и внедрить в практику программу подготовки для временных семей, в которые возможно перемещать ребенка после отказа - как альтернативы повторному помещению в сиротское учреждение. Так же временная семья может стать ресурсным местом, куда помещается ребенок, пока его приемная семьи и специалисты ищут возможности для предотвращения вторичного отказа.

 

  1. Важно включить в программу обучения в ШПР (Школа приемных родителей) блок, посвященный информированию кандидатов о ситуации вторичного отказа. В рамках данного блока должны быть освещены как юридические, так и психологические вопросы, в частности, такие как: сложности в принятии решения, моделирование возможных рисков возврата для конкретной семьи, оценка семейных ресурсов, прописаны алгоритмы действий всех участников возможного возврата.

 

  1. Необходимо включить в практическую деятельность специалистов семейного устройства методы поиска «ресурсной» семьи для ребенка, возвращенного в сиротское учреждение. Так же важно обращать внимание на выявление потенциально возможных ситуаций вторичного возврата, что позволит вести профилактическую работу с кандидатами в замещающие родители, в рамках ШПР или же индивидуального консультирования. В частности, с точки зрения теории привязанности, одним из факторов, влияющих на возможность вторичного отказа, может являться недостаточная проработка собственных детских травм кандидатами в приемные родители. Акцентирование внимания на этой ситуации и предложение ее решения возможно реализовать в рамках работы ШПР, на стадии подготовки кандидатов.

 

  1. Специалистам, работающим с замещающими семьями, нужны методики, позволяющие оценивать пожелания ребенка и ресурсы замещающей семьи по дальнейшему развитию ситуации, в случае, когда вторичный отказ возможен, но не состоялся.

 

  1. В ситуации возврата необходимо обеспечить комплексный подход в работе специалистов различных учреждений (ШПР, центры сопровождения, учреждение для детей-сирот, органы опеки) и различных профессиональных областей (психологи, социальные работники, юристы, врачи). 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика