Новости
-
Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
-
Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
-
Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
В разделе "Вебинары" выложен вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»
Семинар «Особые задачи семейного устройства»
25-26 сентября 2014 г., Москва. Организаторы - Городской ресурсный центр содействия семейному воспитанию Департамента социальной защиты населения г.Москвы и АНО «Про-мама».
Подробнее о мероприятии можно прочитать в разделе Новости.
А вот впечатления участников семинара:
«Кто шил пиджак?» - или Как улучшить взаимодействие участников процесса семейного устройства
Наталья Степина, руководитель Общественного ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (проект БФ «Здесь и сейчас»)
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
8-968-708-1602
Одна из секций семинара была прицельно посвящена вопросам координации всех участников процесса семейного устройства. Таких участников немало:
- сотрудники учреждений, где находятся дети,
- ведущие школ приемных родителей, которые готовят будущих пап и мам,
- сотрудники органов опеки, которые дают заключения на право быть опекуном и помогают в подборе детей,
- сотрудники банков данных (региональных и федерального), выдающие направления на конкретного ребенка,
- сотрудники служб сопровождения, которые помогают приемной семье.
Можно добавить еще и НКО, которые помогают и приемным семьям, и детям в учреждениях.
Ну разве не абсурд, что зачастую участники процесса не знакомы друг с другом, не связаны, видят только свой участок работы. Такая разобщенность напоминает грустную зарисовку советских времен: «Кто шил пиджак?» - когда каждый отвечает за свою пришитую пуговицу - и никто не берет ответственности за конечный результат. Плоды такого подхода мы видим в росте возвратов, истощении приемных семей, снижении их качества жизни. И если ничего не изменить, но при этом наращивать темпы устройства в семьи детей с тяжелыми нарушениями, то риски возрастут в разы.
На секции участники процесса говорили о тех проблемах, которые они видят со своего рабочего места, и выдвигали предложения, что могло бы улучшить ситуацию. Среди названных проблем звучали такие:
С точки зрения сотрудников учреждений для детей-сирот:
В учреждения приходят кандидаты с готовым заключением, никто не представляет семью, никто не объясняет, почему именно эта семья подходит этому ребенку, иногда учреждения не включены в процесс семейного устройства.
Учреждения и ООП не всегда бывают союзниками.
Нет связи с ШПР, приходят кандидаты, ничего не знающие о специфике детей в этом учреждении.
Нет системы сопровождения, непонятно, куда потом семья будет обращаться со своими проблемами.
У сотрудников учреждений есть страх потерять работу, если всех детей устроят в семьи, нет представления о том, что можно получить другую специализацию, можно работать в новой системе. Нет программы дополнительного обучения или переобучения сотрудников сиротских учреждений на государственном уровне.
Сотрудники боятся возвратов.
Воспитатели в детских домах привязаны к детям, нет системы подготовки воспитателей на краткосрочные формы пребывания детей.
Идет бесконечное реформирование учреждений – частые переводы детей делают их агрессивными, лишают устоявшихся связей.
Иногда дети попадают в специализированные интернаты, потому что родители не информированы о других видах помощи семье.
С точки зрения ведущих ШПР:
Нет родителей, готовых взять детей с ОВЗ.
В программу ШПР не заложены выступления врачей, коррекционных специалистов и т.д.
Нет контактов с конкретными учреждениями.
С точки зрения сотрудников служб сопровождения приемных семей:
Мало внешних ресурсов по поддержке приемной семьи.
Мало профильных специалистов, которые могут работать с приемными детьми с особенностями развития.
Нет профильной помощи в шаговой доступности.
Семья может «исчезнуть» из поля зрения помогающих организаций и появиться уже в истощенном состоянии с запущенной проблемой.
С точки зрения сотрудников ООП (органов опеки и попечительства):
Для тяжелых случаев нет учреждений, которые могли бы принимать детей (больница по месту выявления отказывается принимать ребенка с психиатрическим заболеванием).
ООП не знает программы ШПР.
С точки зрения НКО:
Во многих учреждениях для детей у сотрудников нет веры в нужность семейного устройства, бывают случаи противодействия.
Дети без статуса зависают в учреждениях.
В ДР и ДДИ длительное время живут дети по заявлению родителей и никто с этой ситуацией не работает.
Думаем, что этот список можно продолжать очень долго. Понятно, что от такой разобщенности в первую очередь страдают дети и семьи. Но, как стало понятно, и сами специалисты тоже недовольны сложившейся практикой и готовы вносить в нее изменения.
Одно из важных предложений – установить тесный контакт каждой школы приемных родителей с конкретным учреждением для детей. Чтобы в каждой ШПР была информация о конкретных детях, которых можно было предлагать кандидатам. Тогда и процесс обучения кандидатов перестанет быть абстракцией и перейдет в реальную плоскость. Можно приглашать на занятия представителей из учреждения, чтобы о детях рассказывали заинтересованные люди, знающие их много лет, можно приглашать кандидатов в гости, чтобы они видели, как живут дети в учреждении. Тогда уйдет страх даже перед специализированными интернатами, может появиться мысль, что и непростые дети могут стать членами семьи. Следующее звено в этой связке – служба сопровождения. Конечно, эффективнее, когда она связана и с ШПР, и с учреждением, чтобы была возможность не прерывать работу с семьей, поддерживать ее на всех этапах.
Вот еще некоторые из предложений:
- Нужна система взаимодействия между всеми участниками процесса семейного устройства. В том числе нужен некий нормативный акт, регулирующий это взаимодействие.
- Нужно обучение для сотрудников сиротских учреждений, которое позволяло бы им работать во временных детских группах, занимаясь реабилитацией ребенка после изъятия из кровной семьи и подготовкой ребенка к устройству в приемную семью.
- Нужны профессиональные приемные семьи, которые в том числе могли бы поддерживать контакты ребенка с его кровными родственниками, принимающими участие в жизни ребенка. У кровных родственников может не быть ресурсов для полноценного воспитания ребенка в своей семье, но связи с ними также важны для ребенка. Должны быть структуры, которые помогают приемной семье выстраивать связи с кровной семьей в интересах ребенка.
- Для разных детей нужны разные формы устройства. Нет необходимости считать усыновление приоритетной формой – нужно изменение в законодательство.
- Нужно активно просвещать кровных родителей о том, какую помощь они могут получать, если их ребенок с инвалидностью останется в семье, а не будет размещен в учреждении. Нужно развивать и расширять систему помощи кровной семье с ребенком с проблемами здоровья и развития.
Думаем, что это материал для дальнейшей дискуссии. Приглашаем специалистов разных категорий высказать свое мнение. Наш мэйл: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..