Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Новости

«Сопровождение» и «сопровождение». О разных подходах педагогического сопровождения

Автор - Е.И.Кобыща, практикующий тьютор, федеральный эксперт Межрегиональной Тьюторской Ассоциации в сфере индивидуализации и тьюторства, г. Москва. Источник - Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г.

 

Сегодня понятие «сопровождение» используется в разных сферах деятельности, и трудно провести границу между разными его контекстами, чтобы понять различия в действиях специалистов.

 

Проведение такого различения позволяет современному специалисту в социальном и педагогическом пространстве овладевать разнообразными приемами, техниками и технологиями, отвечающими на разные потребности человека, и таким образом обеспечивать условия его развития.

 

Ниже приведены лексические значения данного слова, что дает возможность понять, каким образом оно стало использоваться при описании профессиональной деятельности.

 

Словарь русского языка С.И.Ожегова:

Сопровождать – производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь; сопровождать – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь; сопровождать – служить приложением, дополнением к чему-нибудь; сопровождаться – происходить одновременно с чем-нибудь. 

 

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля:

Сопровождать – провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-то, для проводов, провожатым, следовать. Сопровождать – в музыке: вторить, подыгрывать на чем-то, аккомпанировать,. Сопровождатель муж.род, сопроводительница женский род проводник, провожатый; попутчик; конвойный. 

 

Словарь синонимов Н.Абрамова (разговорная форма):

Сопровождать – провожать, сопутствовать, идти рука об руку, следовать за кем, конвоировать; вторить, подыгрывать, аккомпанировать. Аккомпанировать кому-то на скрипке. 

 

Толковый словарь русского языка под ред.Д.Н.Ушакова:

Сопровождать – 1. идти, следовать рядом, вместе с кем-нибудь (офиц.). 2. (сов.сопроводить) в переносном значении – происходить, быть в наличии. одновременно с чем-нибудь 3. (сов.сопроводить) – посылать что-нибудь с приложением, прибавлением чего-нибудь (канц.). 4. (сов.сопроводить) в переносном значении – высказать что-нибудь, указать на что-нибудь с каким-нибудь прибавлением, дополнением. Сопровождаться1. Происходить одновременно с чем-нибудь, соединяться с какими-нибудь сопутствующими явлениями. 2. в переносном значении – влечь за собой что-нибудь, иметь своим непосредственным продолжением, следствием что-нибудь. 

 

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой, 2000 г.

Сопровождать

1) а) Идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника, провожатого. б) Следовать вместе с кем-либо, чем-либо для охраны, конвоирования, указания пути. в) Быть, находиться всегда вместе с кем-либо, чем-либо; сопутствовать кому-либо, чему-либо.

2) а) Провожая, напутствовать кого-либо б) Провожая, следуя за кем-либо, выражать как-либо свое отношение идущему, едущему. 

 

Если проанализировать лексические значения, можно выделить три фиксации действия: 

1. Находиться с кем-то рядом, когда тот действует (идет, делает...);

2. Делать совместно с кем-то, чтобы добавить и усилить это действие;

3. Провожать, предлагать, высказывать свое отношение к идущему, действующему.

Эта языковая фиксация различных типов действия позволяет, на мой взгляд, увидеть разницу контекстов понятия «сопровождение» в профессиональной деятельности в области образования и социальной работы.

 

Устойчивые словосочетания с понятием «сопровождение» – это «социальное сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение», «тьюторское сопровождение», «сопровождение семьи в трудной жизненной ситуации», «юридическое сопровождение» и др. 

 

Каждое из них может быть описано через систему действий, которые характеризуют деятельность в этой области.

 

Исследователи показывают, что использование понятия «сопровождение» в жизни педагогического российского сообщества начинается в первой половине 90-х годов прошлого века. Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» – «сопровождение развития».

 

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р.Битянова, Б.С.Братусь, Е.В.Бурмистрова, О.С.Газмана, И.В.Дубровина, Е.И.Исаева, Е.И.Казакова, А.И.Красило, В.Е.Летунова, Н.Н.Михайлова, А.В.Мудрик, С.Д.Полякова, М.И.Роговцева, К.Роджерса, Н.Ю.Синягина, В.И.Слободчикова, Ф.М.Фрумина, А.Т.Цукерман, Л.М.Шипицына, И.С.Якиманской и др.

 

Психолого-педагогическое сопровождение начинает активно развиваться в 1995-1998 годах. В 1998 году на Первой всероссийской конференции специалистов системы сопровождения оно было определено как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса.

 

В Меморандуме второй всероссийской конференции по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению в системе образования указано, что новая деятельность «представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью». 

 

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Именно поэтому главным предметом заботы специалистов системы сопровождения становится поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения; взаимодействия направ- ленного на конструктивное решение актуальных проблем развития ребенка» [http://www.emissia.org/offline/2001/829.htm].

 

Если посмотреть на это высказывание с лексической точки зрения, я бы отнесла его к третьему фокусу (провожать, предлагать, высказывать свое отношение к идущему, действующему). В Меморандуме указывается, что это сопровождение – помощь детям, оказавшимся в положении социального неблагополучия, и это становится поводом для организации сопровождения как способа приведения ситуации к норме через реабилитацию, оказание помощи и создание благоприятных условий. Очень важно, что в документе заявляется о «...необходимости сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован собственный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка – это не значит решать проблемы за детей. Это означает – вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций» [http://www. emissia.org/off line/2001/829.htm].

 

Фокусировка на ситуации неблагополучия для организации процесса сопровождения характеризует различные системы сопровождения. 

 

Социальное сопровождение – это вид социальной работы, направленной на осуществление социальной опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий детей и молодежи с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса. Социальное сопровождение – это особый тип длительных взаимоотношений со специалистом. Специалист-психолог, целитель «ведет» клиента во время сопровождения по всем интересующим его вопросам и создает особые условия для реализации поставленных задач. Специалист оберегает клиента от неэффективных и негативных шагов, предлагает наиболее оптимальные действия и возможности развития событий, прогнозирует последствия предпринятых действий, восстанавливая во всех случаях физическое и психическое состояние человека. Все рекомендации даются с учетом психологических особенностей и физических возможностей конкретного человека.

 

Но два первых лексических фокуса указывают на то, что использование понятия «сопровождение» введено в профессиональную сферу для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность человека (ребенка или взрослого) в принятии решения, и его можно раскрыть через действие: обеспечение условий для принятия человеком своего решения. Тогда, по мнению Л.Г. Тариты, «сопровождаемое» развитие выступает альтернативой методу «направляемого» развития. В этом плане возникновение метода сопровождения как необходи- мой составляющей образования продиктовано рядом обстоятельств:

общей гуманистической концепцией образования;

ориентацией на развитие личности и общества как самоценности образования;

опорой на внутренний потенциал развития любой системы;

осознанием новой сущности методов индивидуализации и дифференциации в образовании как методов, отстаивающих право личности на выбор наиболее целесообразного пути развития [1].

 

И это предполагает другой фокус сопровождения: сопровождения потребности человека в непрерывном образовании, в освоении новой деятельности, в реализации своих интересов, в различных переходах из одной деятельности в другую, что не является характеристиками социального неблагополучия, с точки зрения несоответствия норме. Но эти процессы требуют от человека навыков работы с выбором, с осознанием своих целей и задач, с продуктивной коммуникацией, умением опираться на свои силы и видеть опоры вокруг. Появление таких навыков требует специального, особого типа педагогического сопровождения, фокус которого смещен на самостоятельное формирование приемлемых норм для каждого человека, которые проверяются через «образовательные пробы», через столкновение с внешними «культурными» нормами и являются предметом обсуждения со специалистом.

 

Такой тип сопровождения осуществляет тьютор. Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации, который отличается от индивидуального подхода тем, что создает условия, чтобы человек «случился». Мераб Мамардашвили рассматривал человека как некоторую возможность или потенциальность самоосуществления, а для этого сопровождение направлено не на диагностику, коррекцию и единый результат, а на создание ресурсной среды, пробно-поискового действия и личного результата.

 

Таким образом, тьюторское сопровождение можно рассматривать как принципиально другой тип сопровождения, где главный фокус на уникальности человеческой личности, ее предназначении, в том числе, и профессиональном, а также связанным с индивидуализацией обучения.

 

Вводя в поле образования идею индивидуализации и даже обустраивая ее специальным институтом (тьюторством), мы вступаем в диалог с настоящим и будущим. И как должен строиться этот диалог? Что привносит в социальную жизнь идея индивидуализации? В чем ее «практическая» нужность сегодня для человека и для социума?

 

Определяя понятие индивидуализации как развитие и самореализацию человека в обществе в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, который характеризуется накоплением особенного уникального опыта, ростом творческого потенциала личности, ее универсальности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности, мы ставим новые уникальные для российского образования задачи. Мы меняем парадигму образования, где на первое место выходит не знаниевый компонент, а развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственного образования, обладающего навыком постановки и реализации индивидуальных образовательных целей. И этот новый результат требует другого профессионального действия и средств – особого вида психолого-педагогического сопровождения процесса индивидуализации [2].

 

Тогда ценность тьюторства сегодня – в способе взаимодействия с человеком в процессе его социализации. Причем этот инструмент можно передать в руки человека и передать ему тем самым ответственность и за себя лично, и за себя в социуме как ответственность за этот социум.

 

Если социализацию рассматривать как функциональную предпосылку для каждого общества, необходимую для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм, то она предполагает интеграцию в общество, с одной стороны, и дифференциацию индивидуума – с другой [3].

 

Главный ресурс тьюторства сегодня заключается в том, что оно одновременно обращено к человеку как к «самости» и к человеку, который выстраивает дорогу среди других людей, тем самым усиливая себя и других.

 

Действие обращения к себе (что Я про это... думаю, знаю, представляю...), обращения к тем, кто рядом (что Вы про это ....), обращения к Нам (что Мы про это...), и опять обращения к Себе (что Я вложил в это общее, что получил из этого, чьим ресурсом воспользовался и чьим ресурсом стал) – это действие, представляет, с одной стороны, абсолютную социальную индивидуализацию, т. е. принятие своих осознанных потребнос- тей, представлений, ценностей, задач, а с другой стороны – это социальная ответственность человека как осознанная встреча с Другими и складывание ресурсов для достижения разного и общего одновременно.

 

Сочетание разных типов сопровождения в социальной сфере, предоставляет человеку возможность наиболее полно использовать ресурсы этой сферы.

 

Литература:

1. Меморандум второй всероссийской конференции по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению в системе образования (проект) http://www.emissia.org/offline/2001/829.htm

2. М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов, С.Н. Горычева, А.В. Петров, А.Г. Ширин Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.

3. Профессиональный стандарт «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)» Проект от 07.03.2012 http://www.thetutor.ru/

4. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М., Вече, АСТ 1999 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика