Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Дети с особыми потребностями, личности с незаурядной судьбой - или просто дети?

Автор - Алина Комнатная, http://food-for-my-brain.blogspot.co.nz/

 

На этот раз будет не про еду. По крайней мере, не про вторичную пищу. Ведь еда - это, в конечном итоге, не самое главное для нашего роста во всех смыслах. Да-да, это я говорю. Куда важнее пища первичная: взаимоотношения, любовь и дружба, активность тела и духа, поиски и выполнение собственного предназначения...

 

В частности, взаимоотношения с любым из наших детей - это важней всего остального, что мы можем для них сделать. Хорошо, когда любое наше действие, - кормим ли мы их, выбираем ли определенную систему обучения, учим ли плавать или кататься на велосипеде, - направлено на то, чтобы усилить привязанность. Когда же речь идет о наших "особых" детях, мне кажется, что помнить о том, что главное - отношения, еще важнее. Нам так много надо для них сделать, что мы забываем иногда остановиться на мгновение, насладиться моментом и порадоваться тому, что они - просто наши дети.

 

Да, наши особые дети далеко не так часто балуют нас "розовыми зонтиками" - всякими забавными штучками и манерами, которыми маленькие дети обычно очаровывают своих родителей. Да, они о многом нам не говорят. Да, мы постоянно заняты борьбой с их несовершенством (а заодно и со своим). Да, люди иногда смотрят на нас косо - они не знают, что делать. Одни говорят, что им нас жаль. Другие говорят, что мы - герои. А мы - прежде всего просто родители просто детей, и так же, как любые другие родители, хотим иногда плакать от бессилия и злости, иногда радоваться до слез, иногда смеяться взахлеб, и иногда - тихо грустить.

 

Я читаю книгу, которая называется "Размышления с другого пути: что взрослые с ограниченными возможностями хотели бы сказать всем родителям".* Это 40 эссе состоявшихся взрослых, которые росли "особыми" детьми. Согласитесь, мы не так часто имеем возможность услышать таких взрослых. (Мне на ум приходит разве что горькая правда от Рубена Гальего). И знаете, какая основная мысль сквозит практически через все 40 текстов ? "Относитесь к своему ребенку так же, как к любым другим детям"!

 

Это, конечно, не значит, что я сложу руки и буду плевать в потолок все оставшиеся годы взросления моего сына. Это не значит, что я откажусь копать глубже и глубже, пытаясь понять то или иное его поведение. Это не значит, что я перестану искать самые невероятные способы помочь ему. Это всего лишь значит, что я буду постоянно напоминать себе о том, что:

 

  • Когда он вырастет, он будет благодарен за любовь и поддержку, но не захочет быть причиной того, что я упустила какие-то годы своей жизни. Он захочет знать, что был источником радости, а не тяжким грузом. Я могу радоваться всем детям одинаково, я могу даже радоваться сложностям и испытаниям. Инвалидность - это не такое ужасное место, где все плохо и нет ничего хорошего, это просто другая ситуация. На каждом жизненном пути случаются сложности, наш путь ничем не лучше и не хуже. Этот путь вполне может стать его возможностью развить стойкость и жизнерадостность в любых ситуациях, независимость и творческий подход к решению задач.

 

  • "Ограниченные возможности" или "особые потребности" - только часть личности моего ребенка, но не весь он. Как и я - не только мама "особого" ребенка. Он - тот, кто он есть, не вопреки, а благодаря своим возможностям и потребностям, ограниченным или расширенным. То, как он ходит и разговаривает, насколько хорошо выполняет мои просьбы - не самые важные его качества. Одна из важных моих задач в его образ-овании - научить его гордиться тем, кто он есть как целое.

 

  • У совершенно каждого человека в этом мире есть свое предназначение и свой смысл. Наши дети такие потому, что так они могут решить какие-то свои задачи этой жизни. Мы с ними потому, что нам по плечу идти рядом и поддерживать их, и мы тоже попутно решаем какие-то свои задачи. Не только мы помогаем им, но и они помогают нам. Как и любому другому человеку, моему сыну есть чем поделиться с миром. Лично меня он. среди всего прочего, учит терпению и пониманию. Каждый день и по многу раз )

 

  • Ни один врач, терапевт и учитель не знает о моем ребенке столько, сколько знаю я; ни один врач, терапевт и учитель не должен устанавливать цели для меня и моего ребенка. Другая моя задача - научить его понимать свои ограничения и помочь понять их окружающим, когда это нужно; но при этом не позволять никому другому определять границы его возможностей. Никто, кроме него самого, не может знать и решать, что он может, а что - нет.

 

  • Как и у любого другого ребенка, у него есть будущее. У него есть мечты, и я, как и любого другого ребенка, буду спрашивать его: "Кем ты хочешь стать?" Надежды на будущее - важная часть взросления. Я научу его следовать за мечтой, даже если иногда для этого мне придется немного "придать ему ускорения". Как и любой другой ребенок, он будет иногда встречаться с невозможностью чего-то, но это даст ему еще один шанс подрасти. Как и любой другой взрослеющий ребенок, он однажды влюбится и захочет с кем-то встречаться. Наступит день, когда я не буду с ним рядом, и он должен быть готов жить за пределами семейного гнезда.

 

  • Поэтому уже сегодня у него есть как и привилегии, так и кое-какие домашние обязанности. Хотя он все еще любит, чтобы я кормила его с ложки, так же он любит помогать мне готовить, мыть посуду и окна. Он такой же равный и важный член семьи и общества. Иногда я буду ставить ему высокие цели и возлагать на него большие ожидания. Это - его шанс научиться ценить себя, свой труд и ставить самому себе высокие цели.

 

  • Я буду очень стараться позволить ему совершать свои ошибки, но, скорее всего, мне так и не удастся полностью избавить его от своей гипер-опеки. Я тоже - человек, а не какое-то идеальное существо, и я тоже имею право на ошибки, даже если заранее о них предупреждена.

 

Вот еще одно важное послание. Раскрыть потенциал ребенка не всегда значит свести к минимуму его "ограниченные возможности". Если бы пострадавшего в детстве от полиомиелита Ицхака Перлмана родители водили на физиотерапию чаще, чем на уроки скрипки то, возможно, он и ходил бы лучше и смог бы какое-то время простоять на сцене (во время своих выступлений он сидит), но вряд ли мы бы смогли услышать такое исполнение.

 

Конечно, не всегда таланты наших детей так очевидны, но все же в круге беспокойств и поисков методов помощи нашим детям, нам нужно сохранить способность видеть за деревьями лес.

 

Все мы разные, и все мы нужны этому миру - такими, какие мы есть.

 

* Reflections from a Different Journey: What Adults with Disabilities Wish All Parents Knew. Edited by Stanley D.Klein and John D.Kemp. 

 

Источник: http://food-for-my-brain.blogspot.co.nz/2014/05/1_20.html

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика